Санкт-Петербург
.: Главная  .: Ссылки  .: Контакты  
  История города
Архитектура
Дворцовая площадь
Площадь Декабристов
Исаакиевская площадь
Набережная
Дворцовая набережная
Набережная Кутузова
Невский проспект
Набережные реки Мойки
Набережные канала Грибоедова
Садовая улица
Набережные реки Фонтанки
Литейный проспект
Владимирский проспект
Загородный проспект
Набережные Обводного канала
Петропавловская крепость
Петровская набережная
Петровский остров
Набережные реки Смоленки
Приморский проспект
Лахтинский проспект
 
Одна из главных дуговых магистралей центра города, Садовая ул. протянулась почти на 5 км от ул. Халтурина до пл. Репина. Улица проходит между каналом Грибоедова и р. Фонтанкой, следуя их очертаниям. Она начинается у самой Невы в окружении садовых массивов, затем, на пересечении с Невским пр., вступает в торговую зону. Плотная застройка основной части магистрали прерывается пространствами площадей и "островками" зелени. На всем протяжении Садовая ул. является важной транспортной артерией.
Формировалась улица постепенно. Первоначально она проходила только от Невского пр. до Апраксина пер. Здесь находились усадьбы с садами и огородами. Этим и объясняется название улицы, возникшее в конце 1730-х гг. В те же годы по проекту П. М. Еропкина ее продолжили в юго-западном направлении. На трассе улицы были созданы две большие прямоугольные площади. В середине XVIII в. улицу несколько продлили к северу от Невского пр., а в 1820-х гг. по проекту К. И. Росси провели дальше в сторону Невы, вдоль Инженерного замка и Марсова поля.
В начале пути Садовая ул., словно подтверждая свое название, пролегает по территории единого грандиозного садово-паркового ансамбля. Справа виден торжественный партер Марсова поля с группой монументальных зданий в глубине, слева, за Лебяжьей канавкой, - густая зелень Летнего сада. Живописные пейзажи открываются вверх и вниз по течению Мойки, пересекающей улицу. На южном берегу реки, по сторонам Садовой ул., простираются Михайловский сад и ансамбль Инженерного (первоначально-Михайловского) замка. Высокий золоченый шпиль над зданием замка является главным вертикальным акцентом панорамы. Здесь улица делает первый изгиб, поэтому шпиль оказывается в перспективе и второго ее прямого участка, проходящего отсюда до Невского пр.
Михайловский садМихайловский сад с его извилистыми аллеями под раскидистыми кронами деревьев привлекает уютом и тишиной. Он занимает часть территории Третьего Летнего сада, который был устроен в первой четверти XVIII в. В 1825 г., когда завершалось строительство Михайловского дворца, сад был превращен в пейзажный по проекту арх. К. И. Росси, А. А. Менеласа и садового мастера Д. Буша. Сюда выходит северный фасад дворца (ныне здание Русского музея) с центральной 12-ко-лонной лоджией и боковыми портиками. В саду вблизи Садовой ул. вырыли два пруда с чугунным мостиком над протокой между ними (один из прудов впоследствии засыпан), а на берегу Мойки построили гранитную пристань и павильон с воздушной сквозной колоннадой и полуротондой. Автор этих сооружений - также К. И. Росси.
Столетие спустя рядом с павильоном появилась оригинальная символическая композиция - "Дерево свободы". Она выполнена из векового дуба ск. А. П. Соловьевым. В 1959 г. в саду установлен памятник выдающемуся русскому скульптору Ф. И. Шубину (ск. В. А. Синайский, арх. С. Б. Сперанский).
В восточной части быв. Третьего Летнего сада в 1741- 1745 гг. арх. Ф. -Б. Растрелли был сооружен деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны. В 1797-1800 гг. на его месте воздвигли для Павла I новую резиденцию - Михайловский замок (Садовая ул., д. 2), названный в честь Михаила-архангела, которого император считал своим покровителем.
Ансамбль Михайловского замка - один из самых выдающихся в истории петербургского зодчества - осуществил арх. В. Бренна. Несколько суровый и загадочный облик замка проникнут духом архитектурной романтики. Здание заметно отличается от современных ему классицистических сооружений. Некоторые его особенности и детали выдают воздействие архитектуры итальянского ренессанса и французского классицизма, а также готики.
Каждый фасад здания решен по-своему. В сторону Садовой ул. выступает объем дворцовой церкви. Она увенчана типично петербургским шпилем, у подножия которого установлены "готические" фиалы. К Мойке обращен северный фасад с открытой террасой, которую поддерживает мраморная колоннада, и широкой лестницей, украшенной статуями Геркулеса и Флоры. Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже. Парадный въезд ведет во внутренний восьмиугольный двор. Во фронтоне, венчающем южный фасад, помещен многофигурный барельеф "История заносит на свои скрижали славу России" работы ск. П. Стаджи.
Резиденция, окруженная реками, а также специально вырытыми каналами с подъемными мостами, казалась неприступной. Но в ночь на 12 марта 1801 г., всего через сорок дней после вселения, Павел I был убит в ней заговорщиками.
В 1819 г. Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда его второе название: Инженерный. Здесь в 1838- 1843 гг. учился и до 1841 г. жил Ф. М. Достоевский. В разные годы в этом заведении учились писатель Д. В. Григорович, композитор Ц. А. Кюи, ученые И. М. Сеченов и П. Н. Яблочков, военачальники Э. И. Тотлебен и Р. И. Кондратенко. Выпускником училища был Герой Советского Союза генерал Д. М. Карбышев.
В дни октября 1917 г. Инженерный замок стал штабом "юнкерского мятежа" с целью захвата Смольного и ареста Советского правительства; 28 октября при подавлении мятежа замок был занят солдатами-павловцами.
Ныне в здании находятся Центральная военно-морская библиотека, Ленинградский межотраслевой территориальный центр научно-технической информации и пропаганды, Институт технической эстетики и другие учреждения.
С Садовой ул. хорошо просматривается весь окруженный зеленью ансамбль Инженерного замка. Осью комплекса служит Кленовая ул., реконструированная в послевоенные годы по проекту арх. Е. И. Катонина и В. Д. Кирхоглани.
Раньше перед южным фасадом замка располагалась площадь Коннетабль. На ней в 1800 г. был установлен памятник Петру I. Модель первого в России конного монумента создал Б. -К. Растрелли в 1720-х гг., отливка выполнялась два десятилетия спустя. Петр I представлен в образе самодержца и триумфатора. На постаменте, облицованном светлым мрамором, - барельефы "Полтавская баталия" и "Битва при Гангуте" (арх. Ф. И. Волков, ск. М. И. Козловский, И. И. Теребенев, В. И. Демут-Малиновский).
На Инженерную ул., проложенную по замыслу К. И. Росси, выходят парные павильоны-кордегардии, в которых размещался караул замка (д. 8 и 10). На терракотовом фоне стен выделяются изящные дугообразные колоннады, поднятые на высокие рустованные цоколи. Барельефные панно созданы ск. Ф. Г. Гордеевым.
Завершают ансамбль протяженные одноэтажные здания манежа и конюшен (Манежная пл., 6 и 10), построенные, так же как и павильоны, в 1798-1800 гг. арх. В. Бренна. В 1823-1824 гг. К. И. Росси, автор планировки Манежной пл., перестроил южные торцовые фасады этих сооружений в торжественно-декоративных формах стиля ампир.
В Михайловском манеже (Манежная пл., 6) дважды выступал В. И. Ленин: 15 апреля 1917 г. на митинге солдат броневого дивизиона с речью о войне и 1 января 1918 г. на собрании сводного отряда красногвардейцев, отправлявшихся на Западный фронт. Ныне в здании находится Зимний стадион.
Застройка правой стороны Садовой ул. начинается за Михайловским садом. Два 3-этажных дома (No 3 и 5) со строгими фасадами, спроектированными К. И. Росси, построены в 1820-х гг. Первый из них - Ордонансгауз, или комендантское управление - строил арх. А. А. Михайлов. В 1840 г. в этом доме содержался под арестом после дуэли с де Баран-том М. Ю. Лермонтов, здесь его посетил В. Г. Белинский - это была их первая встреча. Напротив - здание с большими арочными окнами (д. 10), сооруженное для 3-й военной гимназии в 1876 г. инж. Г. С. Войницким.
За этими домами Садовую ул. пересекает ул. Ракова. Она названа в память о герое-комиссаре А. С. Ракове, погибшем при обороне Петрограда в 1919 г. На этой улице он жил в 1918 г. в д. 14.
Квартал по левой стороне Садовой ул. между ул. Ракова и Невским пр. в середине XVIII в. занимала усадьба президента Академии художеств И. И. Шувалова. У него часто бывали М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Ф. Кокоринов. Главное здание - Шуваловский дворец (ул. Ракова, д. 25) - возведено в 1753- 1755 гг. по проекту С. И. Чевакинского. Трехгранный средний ризалит с колоннами и лучковым фронтоном сохранил несмотря на перестройки здания черты стиля высокого барокко. Ныне здесь находятся Дом санитарного просвещения и Городской музей здравоохранения, основанный в 1919 г, Соседнее здание (Садовая ул., д. 12) называют "Домом с четырьмя колоннадами". Оно было построено для И. И. Шувалова в середине XVIII в. Стройные портики ионического ордера появились на его фасадах при перестройке, осуществленной в 1810-х гг. арх. Л. Руска по проекту С. П. Берникова.
Пересечение Садовой ул. с Невским пр. - наиболее оживленное и многолюдное место в городе. Трасса улицы делает здесь второй на своем пути поворот. Целый квартал на Невском пр. занимает Гостиный двор - самый длинный из его фасадов протянулся вдоль Садовой ул. На другом углу расположены здания Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. В принадлежавшем библиотеке д. 20 жили И. А. Крылов (с 1816 по 1841г. ) и Н. И. Гнедич (до 1831 г. ). Далее во дворе за литой чугунной оградой находится здание Суворовского военного училища (д. 26). Училище размещается в быв. дворце канцлера М. И. Воронцова, возведенном в 1749-1757 гг. арх. Ф. -Б. Растрелли. Центральная повышенная часть П-образного в плане здания отличается особым изяществом и богатой пластикой форм. Скромные торцовые фасады флигелей напоминают о рядовой застройке центра Петербурга середины XVIII в. В глубине участка в 1799-1800 гг. по проекту Д. Кваренги была построена Мальтийская капелла - яркий образец архитектуры палладианства в России.
С 1810 г. во дворце помещался Пажеский корпус. Среди его выпускников -декабристы П. И. Пестель, В. П. Ивашев, П. Н. Свистунов, ученый и революционный деятель П. А. Кропоткин.
Садовая издавна служила средоточием петербургской торговли, особенно - часть улицы от Невского пр. до нынешней пл. Мира. Кроме Гостиного двора здесь размещались Морской рынок и мучные торговые ряды (на месте Мучного пер. ); напротив - Апраксин и Щукин дворы, а также Мариинский рынок, которые составили единый комплекс. Сценой в Щукином дворе открывается повесть Н. В. Гоголя "Портрет". Существующие здания (д. 28-30) сооружены в 1860-х гг. арх. И. Д. Корсики и А. И. Кракау.
В 1783-1790 гг. на месте сгоревшего Морского рынка был возведен по проекту Д. Кваренги Ассигнационный (Государственный) банк (д. 21). Подковообразное в плане сооружение выходит на красную линию торцовыми фасадами, согласованными по ритму и масштабу ордера с фасадами Гостиного двора. Мощные объемы с глубокими лоджиями в центре завершаются широкими фронтонами. Изящная и одновременно монументальная ограда состоит из ажурных чугунных звеньев и гранитных столбов, увенчанных шарами. За ней виден главный корпус с шестиколонным портиком коринфского ордера. Перед ним- бюст зодчего Джакомо Кваренги (1967 г., ск. Л. К. Лазарев, арх. М. Н. Мейсель).
Разнообразна застройка близлежащих кварталов по Садовой ул. Представляют интерес сооружения в стиле модерн: д. 23 (1903-1904 гг., арх. В. В. Шауб), д. 32 (1905- 1906 гг., арх. Н. В. Дмитриев) и д. 34 (1907-1908 гг., арх. Ф. И. Лидваль). Протяженный трехэтажный угловой дом с колонными и пилястровыми портиками (No 38) был сооружен в 1780-х гг. для богатейшего откупщика Саввы Яковлева. Это ценный памятник гражданской архитектуры классицизма и крупнейший петербургский жилой дом XVIII в.
В соседнем д. 40 работает книжный магазин "Судостроитель". Далее Садовая ул. выходит на просторную пл. Мира.
Эта площадь сформировалась на месте Сенного рынка, отсюда ее историческое название - Сенная. Позднее здесь продавали разнообразные продукты, изделия ремесленников. Рынок был самым дешевым и многолюдным в Петербурге. Сенная пл. явилась центром холерного бунта 1831 г. - стихийного народного выступления, вспыхнувшего в разгар тяжелой эпидемии холеры.
Главным сооружением на площади была Успенская церковь, или Спас на Сенной (1753-1765 гг., не сохранилась). В 1883-1886 гг. был сооружен новый комплекс Сенного рынка (арх. И. С. Китнер, металлические конструкции инж. Г. Е. Паукера и О. Е. Креля). Он явился новаторским произведением архитектурного и инженерного искусства.
Долгое время район Сенной оставался запущенным и неблагоустроенным. Обилие кабаков и ночлежных домов, соседство с печально знаменитой "Вяземской лаврой" - приютом обездоленных и опустившихся людей - превращало его в "петербургские трущобы". Таким вошел этот уголок города в произведения Ф. М. Достоевского, В. В. Крестовского.
Реконструкция площади началась в 1930-х гг. и продолжалась в послевоенные годы. Рыночные корпуса были разобраны, дома надстроены, а фасады их оформлены в неоклассических формах. В панораме площади выделяется д. 9 с высоко поднятой монументальной колоннадой (1950 г., арх. М. Я. Климентов). В 1933 г. открылась станция метро "Площадь Мира" (арх. А. С. Гецкин, В. П. Шувалова и др. ).
На площади сохранилась быв. гауптвахта - одноэтажная постройка со стройным четырехколонным портиком (Садовая ул., д. 37). Здание построено в 1818-1820 гг. арх. В. И. Беретти в стиле классицизма. Теперь в нем - автобусный вокзал № 1.
Летом 1986 г. территория площади стала обширной строительной площадкой: началось сооружение станции метро "Площадь Мира-II" на втором участке Правобережной линии. Этот пересадочный узел станет одним из важнейших в системе ленинградского метрополитена.
В угловом доме по Садовой ул. (No 44) и Таирову пер. (ныне пер. Бринько) с 30 сентября до 22 ноября 1895 г. жил В. И. Ленин. Здесь им были написаны брошюра "Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах", листовка "К рабочим и работницам фабрики Торнтона" и ряд статей.
В д. 50 находится Музей железнодорожного транспорта, основанный в 1813 г. при Институте корпуса инженеров путей сообщения. Здание музея построено в 1902 г. арх. П. С. Купинским и расширено в 1910 г. по проекту Е. Е. Баумгартена. Экспозиция подробно рассказывает об истории железнодорожного транспорта в нашей стране. Большой интерес представляют многочисленные макеты и действующие модели.
Пейзажный сад с живописным прудом, протоками и островками был создан в 1790-х гг. при реконструкции старинной усадьбы Юсуповых. Одновременно арх. Д. Кваренги перестроил дворец, выходящий к наб. Фонтанки. В сторону парка он обращен белоколонным портиком и протяженной террасой с широкой лестницей в центре.
Юсуповский сад можно считать колыбелью фигурного катания в России. В конце XIX - начале XX в. на его катке выступали многие мастера этого вида спорта, среди них - Н. А. Панин-Коломенкин, первый русский олимпийский чемпион.
В д. 51, расположенном напротив парка, прошли юные годы поэта А. Н. Майкова. В 1840-х гг. у Майковых часто бывал И. А. Гончаров. С 1858 по 1863 г. в этом же доме жил А. Ф. Писемский. Здесь им была создана драма "Горькая судьбина".
В сквере с левой стороны улицы установлена прямоугольная стела, сложенная из блоков серого гранита (1964 г., арх. В. Ю. Милейковский). Отсюда 4 сентября 1941 г. уходили на смертельную схватку с врагом воины-ополченцы Октябрьского района.
Крупные здания возвышаются у пересечения Садовой ул. с пр. Майорова, где трасса делает третий и последний изгиб. На месте быв. Ново-Александровского рынка (1865-1868 гг., арх. А. К. Бруни) в 1930-х и 1950-х гг. были сооружены по проектам Е. А. Левинсона и И. И. Фомина корпуса студенческих общежитии (д. 54).
Это общественное здание было возведено в 1904-1906 гг. арх. А. Л. Лишневским для Дома городских учреждений. Фасады его решены в стиле модерн с использованием мотивов средневековой архитектуры. Ритмичный строй эркеров, башенок и щипцов завершается высокой угловой башней, которую видно издалека в перспективах магистралей. Силуэт башни как бы перекликается с восьмигранной пожарной каланчой бывшего съезжего дома Спасской части (No 58), перестроенного в 1844- 1849 гг. (арх. А. Я. Андреев, В. Е. Морган).
Памятный адрес - д. 61, в котором в 1836-1837 гг. жил М. Ю. Лермонтов. Здесь он написал прозвучавшее на всю Россию стихотворение "Смерть поэта", работал над романом "Княгиня Лиговская".
Далее Садовая ул. сливается с наб. канала Грибоедова. Отсюда обозреваются и набережные Крюкова канала, и Никольский Морской собор на пл. Коммунаров. Квартал по левой стороне улицы занимает здание Никольского рынка с глубокой аркадой и крутой крышей (д. 62), построенное в 1788-1789 гг. Этот своеобразный утолок города полон очарования старины.
От Садовой ул. виден старинный дом на наб. Крюкова канала, 23. В нем прошли последние дни А. В. Суворова. Здесь он скончался 6 мая 1800 г.
Этот адрес вошел в историю революционного движения. С февраля 1895-го по май 1896 г. в квартире братьев Г. Е. и М. Е. Тулуповых работала подпольная типография "Группы народовольцев". В ней печатались нелегальный орган Группы "Летучий листок", а также листовки и брошюры социал-демократов. Типография была разгромлена полицией 24 июня 1896 г. в пригородном поселке Лахте, где прошел последний месяц ее деятельности. Поэтому она более известна под названием "Лахтинская".
Миновав Крюков канал, Садовая ул. вступает на территорию быв. Коломны. Этот район был распланирован в конце 1730-х гг. арх. П. М. Еропкиным. В ту пору это была далекая окраина столицы. Расположенная между Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом, она, вероятно, получила свое "русифицированное" название по межевым столбам - "колоннам". Жизнь и быт населявших ее "маленьких людей" нашли отражение в поэме А. С. Пушкина "Домик в Коломне", повестях Н. В. Гоголя "Портрет" и "Шинель".
Архитектурный облик площади формируется сплошной разноэтажной рядовой застройкой. Определенный интерес представляют д. 95 (нумерация по Садовой ул. ) с керамической облицовкой фасада (1904 г., арх. Д. П. Рябов), д. 103 с угловыми башенками (1914 г., арх. Я. М. Коварский), быв. дом общества помощи бедным при Покровской церкви (д. 104, 1900 г., арх. В. П. и С. П. Кондратьевы). В строго классицистических формах решен д. 109 (1951 г., арх, М. Я. Климентов).
На западной границе площади привлекает внимание угловой дом, украшенный рельефами на античные темы (Садовая ул, д. 111-113), перестроенный в 1909 г. арх. С. Г. Гингером в формах неоклассицизма. Раньше здесь стоял дом, где жил руководитель революционного общества разночинной молодежи М. В. Буташевич-Петрашевский. С 1845 г, до ареста в апреле 1849 г. у него на общедоступных "пятницах" собирались члены одного из первых в России социалистических кружков. Участниками его были А. Н. Плещеев, Ф. М. Достоевский, М. Е Салтыков-Щедрин, II. А. Спешнев, II. А. Момбелли, С. Ф. Дуров и др. Последний отрезок Садовой ул. плотно застроен жилыми домами XIX - начала XX в. Заканчивается магистраль у пл. Репина, где сходятся вместе три дуговые трассы центра города: Садовая ул., набережные канала Грибоедова и Фонтанки.
© 2008 Portal-1.ru