Санкт-Петербург
.: Главная  .: Ссылки  .: Контакты  
  История города
Архитектура
Дворцовая площадь
Площадь Декабристов
Исаакиевская площадь
Набережная
Дворцовая набережная
Набережная Кутузова
Невский проспект
Набережные реки Мойки
Набережные канала Грибоедова
Садовая улица
Набережные реки Фонтанки
Литейный проспект
Владимирский проспект
Загородный проспект
Набережные Обводного канала
Петропавловская крепость
Петровская набережная
Петровский остров
Набережные реки Смоленки
Приморский проспект
Лахтинский проспект
 
В северо-западной части Санкт-Петербурга, вдоль правого берега Б. Невки и северного побережья Невской губы, расположен Приморский район. Его южные территории были издавна освоены. В 1970-х гг. начал застраиваться район быв. Комендантского аэродрома. В старом названии местности отразилась история той части пригородов Петербурга, которая прилегала к истоку Черной речки - правого притока Б. Невки. По повелению Петра I эти земли были отданы в пользование комендантам Петропавловской крепости, после чего они стали называться Комендантской дачей, а затем - и Комендантским полем.
В конце прошлого века часть поля около Удельного парка (ныне парк Челюскинцев) занял Удельный скаковой ипподром. В мае 1910 г. на нем состоялись первые в России международные авиационные соревнования, в которых участвовал и установил несколько рекордов Н. Е. Попов. Осенью того же года к западу от ипподрома закончилось строительство нового Комендантского аэродрома. К его открытию был приурочен первый Всероссийский праздник воздухоплавания. Торжества омрачило трагическое событие: гибель одного из летчиков - капитана морского флота Л. М. Мациевича. Присутствовавший среди зрителей инженер Г. Е. Котельников, глубоко потрясенный увиденным, приступил к разработке спасательного устройства для летчиков - парашюта. Место гибели Мациевича в 1910 г. было отмечено памятным камнем (ныне находится на углу Аэродромной ул. и Серебристого бульвара). В 1911 г. с аэродрома стартовал грандиозный по тем временам перелет Петербург- Москва. С этим центром воздухоплавания связаны имена первых русских летчиков Ефимова и Лебедева.
Комендантский аэродром был связан с первыми шагами советской авиации. Здесь работали конструкторы С. В. Ильюшин и Н. Н. Поликарпов. С его поля поднимал свою машину В. П. Чкалов. В годы Великой Отечественной войны отсюда в ленинградское небо взлетали боевые самолеты, которые пилотировали летчики-герои П. А. Покрышев, П. А. Пилютов, А И. Кизима.
История местности отразилась в названиях улиц выросшего здесь жилого массива, вдоль южной границы которого пролегает Аэродромная ул., а вдоль северной - Парашютная. За ней на небольшой возвышенности стоят деревянные постройки старинного поселка Коломяги - одного из немногих в городе уголков, сохранивших облик петербургского предместья. Рядом с одноэтажными домами видна деревянная церковь Димитрия Солунского, построенная в 1906 г. арх. А. А. Всеславиным.
В Коломяги от Черной речки ведет Коломяжский пр. (до 1973 г. - шоссе), который ограничивает район Комендантского аэродрома с востока.
Проект планировки этого обширного жилого района, рассчитанного на 90 тыс. жителей, разработали арх. Г. Н. Булдаков, А. И. Наумов, А. В. Гордеева, Б. В. Николащенко, Н. В. Безуглая и Э. И. Ефанов. Окруженные зелеными зонами, компактные жилые кварталы с внутренними пешеходными улицами расположены вдоль широких бульваров. Традиционная фронтальная застройка сочетается здесь с диагональным размещением протяженных зданий разнообразной конфигурации. Выразительность силуэта магистралей достигается чередованием домов из типовых блок-секций и зданий, построенных по индивидуальным проектам.
Богатырский пр. является продолжением Центральной дуговой магистрали. Его левая сторона застроена индивидуальными кирпичными зданиями, правая - равными им по высоте домами 137-й серии. Их нижний ярус занимают магазины универмага "Ждановский" и другие учреждения торговли.
Далее Коломяжский пр. выходит к железнодорожной станции Новая Деревня, а затем - к железобетонному Коломяжскому мосту через Черную речку, сооруженному в 1986 г. взамен деревянного (инж. Р. Р. Шипов, арх. Н. А. Москвин).
На участке до Ланского моста, построенного в 1986- 1967 гг. (инж. Р. Я. Розеп, арх. Л. А. Носков), основным вертикальным акцентом застройки является 12-этажный кирпичный дом ЖСК "Архитектор" (д. 61, 1966 г., арх. В. Ф. Белов, II. В. Курочкин). На правом берегу раскинулся район жилого строительства 1950 - начала 1960-х гг. Одна из его главных осей - Школьная ул. - берет начало от небольшой площади у Ланского моста. Отсюда же в сторону Выборгского района уходит широкая зеленая магистраль с центральным и боковыми проездами - пр. Смирнова. Он назван в честь Н. И. Смирнова, председателя Исполкома Ленгорсовета в 1954-1962 гг. Прежнее название магистрали - Ланское шоссе - объясняется тем, что здесь находились владения князей Ланских. В конце 1950- 1960-х гг. по обе стороны проспекта был создан жилой район на 50 тыс. жителей, где впервые последовательно применен микрорайонный принцип организации территории. Улица застроена 5- и 6-этажными домами с магазинами в первых этажах (1958-1962 гг., арх. Н. М. Назарьин, О. И. Гурьев, В. М. Фромзель). Промежутки между лицевыми корпусами решены как открытые озелененные дворы. Широкую известность у книголюбов города приобрел магазин "Молодой Петербург", расположенный в д. 8. Здесь постоянно действует клуб любителей книги.
В застройке проспекта выделяется кинотеатр "Максим" (д. 35, 1968 г., арх. В. Ф. Белов, О. В. Василенко, Н. Н. Трегубов, Л. И. Шимаковский). Обращенный к магистрали вогнутым остекленным "экраном" фасада, он стоит в глубине небольшого сквера, соединяющего пр. Смирнова с параллельной ему Торжковской ул. Отсюда видны легкие железобетонные оболочки покрытия Торжковского рынка (д. 20, 1978 г., арх. Р. Б. Угорец, Л. И. Шерешевский, С. Н. Кривуц, инж. Р. И. Сандоловская).
По Торжковской ул. можно пройти к Черной речке. За кварталом новых корпусов промышленных предприятий к улице выходит здание гостиницы "Выборгская" (д. 3, 1961-1962 гг., арх. Л. Ю. Гальперин и др. ). У Чернореченского моста в 1977 г. поднялся стройный 17-этажный жилой дом, ставший доминантой в панораме улиц и набережных (д. 1, арх. Н. М. Назарьин). К нему примыкает здание быв. доходного дома с огромной аркой в центре фасада (наб. Черной речки, 51а, 1902 г., арх. М. Д. Розензон). Дома 47 и 49 построены в 1906 г. (инж. М. А. Цейль).
За Чернореченским мостом (1967-1969 гг., инж. А. Д. Гутцайт, арх. Л. А. Носков) начинается одна из основных магистралей Ждановского района - ул. Савушкина. Образованная в 1950 г. из нескольких старых улиц, она названа в честь Героя Советского Союза летчика гвардейского истребительного авиаполка А. П. Савушкина, погибшего под Ленинградом в 1943 г. В середине 1950-х гг. начальный участок улицы был застроен 4-5-этажными жилыми домами (арх. О. И. Гурьев, В. М. Фромзель, П. В. Курочкин).
От правого берега Черной речки к Ушаковскому мосту ведет короткий, оживленный проезд - ул. Академика Крылова. Территорию вдоль улицы занимает просторный сад, выходящий на берег Б. Невки и ул. Савушкина. В саду сохранился двухэтажный особняк с каменными воротами. Он был построен в 1837-1847 гг. для Е. П. Салтыковой с использованием форм готической архитектуры (арх. II. С. Садовников, Г. А. Боссе).
Рядом расположен наземный павильон станции метро "Черная речка" (1982 г., арх. В. Г. Хильченко, Н. А. Виноградова, И. Е. Сергеева). В подземном зале станции (арх. Г. Н. Булдаков, В. Н. Щербин, А. П. Волкова) установлен памятник А. С. Пушкину работы ск. М. К. Аникушина.
В начале нашего века в прилегающей к набережной части сада находился ресторан "Вилла Родэ". После Февральской революции его помещение занял рабочий политический клуб "Искра". 25 апреля 1917 г. на открытии клуба выступал В. И. Ленин (здание не сохранилось).
На противоположной стороне улицы находится комплекс Военно-морской академии им. А. А. Гречко, решенный в монументальных формах классицистической архитектуры (1938- 1941 гг., арх. А. И. Васильев, А. П. Романовский). Его главный фасад обращен в сторону Б. Невки (Выборгская наб. ? 73/1). В академии работали видные советские ученые, академики А. Н. Крылов и Ю. М. Шокальский, кабинеты которых музеефицированы.
В глубине участка за зданием Военно-морской академии сохранились остатки старинного парка. Некогда здесь находилась дача президента Российской Академии художеств гр. А. С. Строганова, построенная в 1795 г. арх. А. Н. Воронихиным.
От Ушаковского моста берет начало Приморский пр. - важная транспортная артерия Приморского района, проходящая вдоль северного берега Б. Невки в сторону курортной зоны Карельского перешейка. С проспекта открывается широкая, многоплановая панорама зеленых островов невской дельты: Каменного и Елагина. Земли вдоль берега Б. Невки с 1719 г. принадлежали петровскому вельможе А. И. Остерману. Часть их в 1742 г. перешла к канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину. В середине XVIII в. вдоль реки поселились пригнанные с Украины крепостные крестьяне, работавшие на строительстве загородной резиденции канцлера на Каменном острове. Расположенная напротив Елагина острова прибрежная территория получила название Старой Деревни. Поселение, появившееся позднее у Черной речки, стали называть Новой Деревней.
С конца XVIII в. эти участки застраивались загородными усадьбами. Новая Деревня превратилась в популярное место дачного отдыха петербургской интеллигенции. Здесь жили художник Ф. П. Толстой, композитор М. И. Глинка, писатель А. И. Тургенев. В конце XIX в. в этих местах стали открываться рестораны и сады отдыха. В некоторых из них нередко собирались писатели И. А, Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. А. Блок, выступали Л. В. Собинов и Ф. И. Шаляпин.
В холодную блокадную зиму 1941/42 г. большинство деревянных домов Новой и Старой Деревень были разобраны на дрова. Сразу после войны эта территория превратилась в огромную строительную площадку. В 1950-х гг. на Приморском пр. появился комплекс 4-5-этажных жилых зданий (д. 5-23), которые завершили формирование начального участка магистрали. Их композиционным центром стал пятиэтажный д. 15, построенный в 1956 г. арх. О. И. Гурьевым.
© 2008 Portal-1.ru