Санкт-Петербург
.: Главная  .: Ссылки  .: Контакты  
  История города
Архитектура
Дворцовая площадь
Площадь Декабристов
Исаакиевская площадь
Набережная
Дворцовая набережная
Набережная Кутузова
Невский проспект
Набережные реки Мойки
Набережные канала Грибоедова
Садовая улица
Набережные реки Фонтанки
Литейный проспект
Владимирский проспект
Загородный проспект
Набережные Обводного канала
Петропавловская крепость
Петровская набережная
Петровский остров
Набережные реки Смоленки
Приморский проспект
Лахтинский проспект
 
Южной границей центральных районов Санкт-Петербурга служит Обводный канал. Он берет начало от Невы вблизи Александро-Невской лавры и в конце восьмикилометрового пути с востока на запад впадает в р. Екатерингофку.
Обводный канал проходит по бывшим окраинам Петербурга. На этих территориях исторически сформировался фабрично-заводской пояс столицы. Здесь нет парадных архитектурных ансамблей. Многочисленные производственные и транспортные сооружения доминируют в современном облике канала - важного звена промышленной зоны города. Вдоль них по набережным пролегла одна из основных грузовых автомагистралей города.
Сооружение Обводного канала было намечено в 1769 г. проектом арх. А. В. Квасова. Он определял новую южную границу города по рву, служившему заградительным рубежом, за которым начинались выгонные земли. Начальный участок рва от Екатерингофки в сторону Лиговского канала был прорыт в 1769-1776 гг. Первоначально проток называли "Канал, ограничивающий город", затем "Обводной городской канал" и наконец просто - Обводный. В 1803-1804 гг. осуществленную часть канала соединил с Фонтанкой (возле Обуховской больницы) Новый, позднее Введенский, канал, проложенный инж. Ф. И. Герардом (засыпан в 1967-1969 гг. ). "Устройство нового протока позволило включить расширенный и углубленный Обводный в судоходную систему города. В 1804-1812 гг. с целью "открыть для судоплавания новое сообщение" строительство основного участка Обводного канала продолжили в сторону Невы. Работы были возобновлены в 1816-1821-м и закончены в 1829-1833 гг. под руководством одного из ведущих инженеров своего времени П. П. Базена. 25 октября 1833 г. Обводный канал торжественно открыли для судоходства.
Роль крупного транспортного протока была для канала основной. Во второй половине XIX в. он был превращен в открытый коллектор, собиравший сточные воды окрестных промышленных предприятий. Начатая в 1930-х гг. реконструкция берегов канала (арх. К. М. Дмитриев, инж. И. Б. Тарасенко) в основном завершилась в 1960-х гг.
Набережные Обводного каналаК истоку Обводного канала выходят живописный по силуэту ансамбль зданий Александро-Невской лавры и строгие производственные сооружения мукомольного завода им. В. И. Ленина. В прошлом столетии примыкающие территории служили крупнейшей в Петербурге зоной хранения и переработки зерна. Об этом напоминают хлебные амбары лавры (д. 3-5, 1846-1849 гг., арх. А. П. Гемилиан). В 1912 г. напротив амбаров, на левой стороне канала, выросло уникальное по тем временам сооружение - железобетонный элеватор.
Старейшая из построек начала правого берега - трехэтажный корпус быв. Духовной академии (No 7) - была возведена до того, как здесь проложили канал. Монументальное здание выдержано в стиле высокого классицизма (1817- 1821 г., арх. Л. Руска). Главным фасадом, украшенным крупным ионическим портиком, оно было обращено к Неве. В XIX в. в числе других здесь учился М. В. Новорусский - видный деятель организации "Народная воля". Сегодня в этом доме находится техникум физической культуры и спорта.
Образцом учебной постройки периода позднего классицизма является здание Духовной семинарии (д. 17), возведенное в 1838-1839 гг. арх. А. Ф. Щедриным. За р. Монастыркой Обводный канал проходил вдоль границы крупнейшего в Петербурге Александровского плаца, сложившегося в начале XIX столетия. В 1840-х гг. здесь вырос обширный комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка (д. 23-39, арх. И. Д. Черник).
На рубеже XIX и XX вв. территория Александровского плаца интенсивно застраивалась различными городскими сооружениями. В 1906-1908 гг. за казармами у р. Монастырки возвели Главную электрическую станцию городских железных (трамвайных) дорог - один из лучших образцов промышленной архитектуры периода модерна (ул. Красного Электрика, 3). Здание выделяется живописным силуэтом угловой башни, контрастным сочетанием отделочных фактур. Ныне здесь размещен Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский котлотурбинный институт им. И. И. Ползунова.
Перед казармами Казачьего полка канал заметно расширяется. От его левого берега отходит небольшой тупиковый бассейн Обводного канала, который предназначался для стоянки и разгрузки судов.
В 1843-1851 гг. по части Александровского плаца прошла линия Николаевской железной дороги, соединившей Петербург с Москвой. У берега канала (д. 43) были возведены здания депо - старейшие ремонтно-транспортные сооружения города. Они реконструировались в 1897 и 1931 гг. В 1967 г. перед ними установлены четыре мемориальные стелы, посвященные истории паровозостроения (ск. С. И. Есин, арх. В. Д. Кирхоглани). В настоящее время в зданиях работают производственные мастерские локомотивного депо железной дороги.
За решетчатыми фермами путепровода Октябрьской железной дороги (сооружен в 1903 г., реконструирован в 1980 г. ) в канал впадает р. Волковка. Рядом (д. 36) расположен междугородный автобусный вокзал, возведенный одновременно с гостиницей "Киевская" (1961-1962 гг., арх. В. В. Брагин, Л. Н. Семенова, Ф. А. Ротченко).
На пересечении с Лиговским пр. возвышается жилой шестиэтажный дом, увенчанный эффектной угловой башней (д. 48-50, 1913 г, арх. А. И. Фанталов). В панораме противоположного берега доминируют купола и колокольня Крестовоздвиженской церкви.
Проходящая по берегу канала автомобильная трасса уходит под Лиговский пр. Двухъярусная набережная и транспортная развязка - части комплекса современного Ново-Каменного моста (1967-1970гг., инж. А. Д. Гутцайт, арх. Л. А. Носков).
В 1821 г. на этом месте был построен гранитный Водопроводный (Ямской) мост (инж. IП. П. Базен). Уникальный каменный акведук служил для пропуска вод Лиговского канала, уровень которых значительно превышал Обводный. Впоследствии мост неоднократно перестраивался и после работ 1846-1848 гг. получил название Ново-Каменного.
Важную роль среди промышленных предприятий Обводного играли крупные бумагопрядильные (ткацкие) фабрики, размещавшиеся в те годы в непосредственной близости от водных протоков. В 1842 г. на левом берегу канала была основана "Новая бумагопрядильная мануфактура" (д. 60). На набережную выходит ее старейший корпус - пятиэтажное краснокирпичное здание с равномерным ритмом завершенных полуциркульными наличниками окон (1844, 1850 гг., арх. А. Н. Роков).
Рабочие ткацких мануфактур Обводного принимали активное участие в революционной борьбе петербургского пролетариата. В 1878 г. на "Новой бумагопрядильной" вспыхнула забастовка - одна из первых в истории пролетарского движения города. Ее руководителем стал активный член "Северного союза русских рабочих" П. А. Моисеенко (Анисимов). В мае - июне 1896 г. мануфактура была охвачена всеобщей стачкой текстильщиков. Сегодня на этом участке находится прядильно-ткацкая фабрика им. Петра Анисимова. Рядом с фабрикой расположено здание клуба им. 10-летия Октября (д. 62).
К правому берегу Обводного канала выходят производственные корпуса типографии No 3 им. Ивана Федорова (д. 91) - одного из ведущих отечественных полиграфических предприятий. С 1962 г. типография специализируется на выпуске книг по искусству, факсимильных репродукций, открыток.
Территорию, расположенную к западу от современной Звенигородской ул., с XVIII в. занимала слобода Семеновского полка - крупнейший военный городок Петербурга. В 1837 г. от бывшего Семеновского плаца к Царскому Селу прошла ветка первой в России железной дороги. Металлические мосты над каналом и пятиметровая насыпь появились в 1900- 1904 гг. при реконструкции путей для Витебской линии Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
На южном берегу Обводного за сооружениями Витебской железной дороги сохранились корпуса предприятий, связанных с такими новшествами в жизни Петербурга, как организация газового и впоследствии электрического освещения.
В 1835 г. между современной Заозерной ул. и Московским пр. разместилось первое в городе "Общество освещения газом Петербурга". Второе газовое "Общество столичного освещения" было организовано в 1858 г. Комплекс сооружений его "Главного газового завода" на Обводном канале (д. 74) остается одним из интереснейших образцов старого промышленного зодчества. Первые газгольдеры появились в 1859-1861 гг. (арх. Р. Б. Бернгард, при участии О. Г. Гиппиуса). Выходящий сегодня на набережную гигантский кирпичный цилиндр - один из газгольдеров второй очереди (1881-1882 гг., арх. Р. Б, и В. Р. Бернгарды). В советское время здесь был организован коксогазовый завод. Сейчас в его корпусах работает завод "Инструмент", успешно осваивающий технологию порошковой металлургии.
Соседний участок (No 76) занимало "Общество электрического освещения". Оно было основано в 1886 г. и получило право преимущественного освещения центральных районов города. Котельным хозяйством этой крупнейшей в Петрограде электростанции заведовал JL Б. Красин - большевик-подпольщик, впоследствии видный партийный деятель и дипломат. Электростанция на Обводном была одним аз важнейших объектов, занятых революционными силами к 25 октября 1917 г.
Панораму жилой предреволюционной застройки правого берега канала завершает монументальное здание Фрунзенского универмага (1934-1938 гг., арх. Е. И. Катонин и др. ). Его дугообразный, со спаренными колоннами фасад выходит к оживленному Московскому пр., по трассе которого Обводный канал пересекает Ново-Московский мост (1965-1967 гг., инж. П. П. Рязанцев, арх. Л. А. Носков). С него открываются выразительные перспективы берегов канала. На восток вдоль плавно изгибающегося русла уходят противостоящие друг другу жилая и промышленная зоны набережных. К западу, в сторону порта, идет прямой исчезающий в дымке участок Обводного.
В 1875-1876 гг. от Забалканского (Московского) пр. к каналу проложили небольшую, Г-образную в плане Софийскую ул. (ныне Угловой пер. ). Многоэтажные жилые дома, выходящие в переулок и на набережную (д. 131-137), спроектировал арх. Г. Б. Пранг (при участии Н. Д. Федюшкина). Это редкий пример единой застройки петербургской улицы второй половины прошлого века.
На оживленной наб. Обводного канала сохранился камерный уголок старины - два особняка середины прошлого столетия, выполненные с использованием декоративных приемов барокко. Пышное убранство и обилие скульптуры выделяет фасад дома известного мастера-лепщика тех лет Т. П. Дылева (д. 155, 1849 г., арх. И. А. Монигетти). Рядом стоит близкое по композиции, но решенное скромнее трехэтажное здание (д. 151-153), построенное в 1856 г. арх. Н. П. Гребенкой.
Основным вертикальным акцентом противоположной набережной служит силуэт быв. Воскресенской церкви, возведенной в 1904-1908 гг. арх. Г. Д. Гриммом, Г. Г. Голи и А. Л. Гуном. Пятиглавый храм с шатровой колокольней, облицованный желтой плиткой, выполнен в модернизированных формах древнерусской архитектуры XVII в. В соседнем краснокирпичном здании (д. 114, 1896 г., арх. Г. Г. Голи) ныне находится Дом культуры железнодорожников им. К. Маркса.
На наб. Обводного канала выходит здание Варшавского вокзала (д. 118, 1857-1860 гг., арх. П. О. Сальманович), открывшего железнодорожный путь в Западную Европу. Сквозь остекленные арки увенчанного башенкой фасада просматривалось огромное по тем временам пространство крытого перрона. Отсюда 25 апреля 1895 г. уезжал за границу В. И. Ленин. 25 февраля 1900г. Владимир Ильич отбыл с вокзала в Псков, избранный им местом жительства после сибирской ссылки. При реконструкции здания в 1949 г. в нише главного фасада, замыкающего перспективу Измайловского пр., установлен памятник вождю (ск. Н. В. Томский, арх. Н. Ф. Хомутецкий, Б. В. Муравьев).
Рядом с Варшавским вокзалом расположены корпуса объединения подъемно-транспортного оборудования им. С. М. Кирова. Оно было создано в 1930 г. на основе реконструированных железнодорожных мастерских. Далее застройка левого берега канала расступается, раскрывая небольшую площадь. В глубине ее находится другой старый вокзал города - Балтийский (д. 120). Он был построен в 1855-1857 гг. арх. А. И. Кракау и связывал Петербург с Петергофом. В центр решенного в ренессансных формах фасада выведен полукруглый витраж перрона, фланкируемый двумя башнями. Сегодня с вокзала отправляются пригородные поезда в юго-западном направлении. В 1955 г. вплотную к вокзалу построили здание станции метро "Балтийская" (арх. М. К. Бенуа, А. И. Кубасов, Ф. Ф. Олейник). Его массивный объем обогащен портиком, украшенным барельефами с изображениями выдающихся русских флотоводцев. В 1965 г. в сквере на площади установлен памятник народному ополчению Ленинского района (арх. В. С. Васильковский, В. II. Экстрин).
На другой берег канала ведет пешеходный Балтийский мост, решенный в строгих классицистических формах (1957 г., арх. П. А. Арешев, инж. А. А. Куликов). Панораму набережной определяет ансамбль протяженных зданий Провиантских складов Измайловского полка (д. 173) - памятник архитектуры классицизма (1819-1822 гг., арх. В. П. Стасов). Он был возведен на территории полкового плаца - последнего из трех, которые огибал на своем пути Обводный. В 1915-1916 гг. два ближайших к Лермонтовскому пр. корпуса объединили дорическим портиком в единое здание манежа Николаевского кавалерийского училища. Главное здание училища выходит на Лермонтовский пр., 54 (1822-1825 гг., арх. А. Е. Штауберт). С 1839 г. сюда переехала школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую закапчивали П. П. Семенов-Тян-Шанский и М. П. Мусоргский. Ранее в ней учился М. Ю. Лермонтов. В 1916 г. перед главным зданием училища установлен памятник поэту (ск. Б. М. Микешин).
Интересным образцом общественных сооружений нового типа начала XX в. - народных домов - является быв. Дом просветительских учреждений (д. 181). Облицованное светлой плиткой здание построено в 1911-1912 гг. по проекту арх. Н. В. Дмитриева. В доме располагались учебные классы и музей, столовая и магазин, спортивный и театральный залы, где с успехом выступал "Рабочий театр". Сегодня здание принадлежит Дому культуры им. А. Д. Цюрупы.
Большую часть противоположного берега Обводного канала до пр. Газа занимает одно из крупнейших производственных объединений города - "Красный треугольник" (д. 134-138). Массивы краснокирпичных фабричных корпусов с мощными квадратными башнями связаны арочным мостовым переходом (1917 г., гражд. инж. Е. А. Кржижановский). Некогда здесь Обводный канал пересекала р. Таракановка. Ее участок на территории предприятия был засыпан в 1920-х гг. (часть от правого берега канала до Фонтанки-в 1906 г. ).
Первые сооружения Российско-американской мануфактуры (впоследствии - товарищество "Треугольник") появились в 1860-х гг. (арх. Р. Р. Генрихсен). Постоянно расширяясь и поглощая своих конкурентов, в частности фабрику Англо-Российской резиновой мануфактуры "Макинтош", товарищество "Треугольник" к 1910-м гг. застроило огромную территорию (арх. Р. А. Гедике, Е. И. Гельман, Л. А. Серк). В 1914 г. новые механические мастерские завода заняли земли за Новопетергофским пр. (ныне пр. Газа). Развернутые торцом к набережной (д. 148-150) пятиэтажные железобетонные корпуса объединялись висячими галереями (инж. Е. А. Кржижановский).
© 2008 Portal-1.ru