Санкт-Петербург
.: Главная  .: Ссылки  .: Контакты  
  История города
Архитектура
Дворцовая площадь
Площадь Декабристов
Исаакиевская площадь
Набережная
Дворцовая набережная
Набережная Кутузова
Невский проспект
Набережные реки Мойки
Набережные канала Грибоедова
Садовая улица
Набережные реки Фонтанки
Литейный проспект
Владимирский проспект
Загородный проспект
Набережные Обводного канала
Петропавловская крепость
Петровская набережная
Петровский остров
Набережные реки Смоленки
Приморский проспект
Лахтинский проспект
 
Главная магистраль Санкт-Петербурга протянулась более чем на четыре километра от Адмиралтейского пр. и Дворцовой пл. до пл. Александра Невского. Начинаясь почти от Невы и снова выходя к ней, Невский проспект как бы стягивает крутую излучину реки.
Невский пр. - средоточие культурной и общественной жизни города. На магистрали и вблизи нее расположены музеи, театры и концертные залы, кинотеатры и библиотеки, универмаги и специализированные магазины, кафе и рестораны.
Невский пр. отличается богатством, разнообразием и вместе с тем единством и законченностью архитектурного облика. Перспектива его основного участка завершается с одной стороны башней и золотой "иглой" Адмиралтейства, с другой - обелиском Городу-герою Ленинграду на пл. Восстания. Строгие ряды домов прерываются живописными панорамами рек, широкими пространствами площадей, неразрывно связанных с проспектом.
Невский  проспектНевский проспект - свидетель важнейших исторических событий. Он хранит память о выдающихся писателях, художниках, музыкантах, ученых. И сам Невский воспет в произведениях литературы и искусства.
Рождение улицы относится к начальной поре Петербурга. В 1710-х гг. по заболоченной местности были проложены две дороги, соединившие Адмиралтейство и Александро-Невский монастырь (с 1797 г. - лавра) со старинным Новгородским трактом, проходившим примерно по трассе современного Лиговского пр. "Большая першпективная дорога", оконченная к 1719 г., служила главным въездом в северную столицу. Через два десятилетия ей было дано наименование Невской проспективы - по монастырю, к которому она вела (с конца XVIII в. - проспект).
Два участка будущего проспекта не совпадали по осям и не стыковывались друг с другом. Для того, чтобы трасса стала единой, восточнее тракта в 1730-х гг. начали прокладывать новую проспективу. Ее не удалось довести до монастыря, но на этой линии возникли Гончарная и Тележная ул., а отрезок проспекта между современными пл. Восстания и Александра Невского получил название Старо-Невский. Лишь в 1760-х гг. обе части улицы были непосредственно соединены. В месте их сочленения, у нынешнего Суворовского пр., образовался излом - единственный на всем протяжении магистрали.
В первой половине XVIII в. Невская проспектива застраивалась только до Фонтанки - границы города. Дома стояли с промежутками, между ними находились сады и пустые участки. В 1760-х гг. по проекту А. В. Квасова были распланированы новые кварталы на территории Адмиралтейского луга, определившие начало улицы. С этого времени здания строились "сплошною фасадою".
Проспект стал главной улицей северной столицы. Застройка периода классицизма оставила здесь самый значительный след. В первой трети прошлого столетия сложился целостный и гармоничный, строгий и торжественный ансамбль проспекта и прилегающих к нему площадей.
С развитием капитализма фешенебельная улица превратилась в деловой центр страны. Здесь размещались многочисленные банки и конторы, торговые фирмы, гостиницы. В 1863 г. по проспекту была проложена конно-железная дорога (конка). Линия трамвая открылась в 1907 г.
Невский пр. неотделим от истории освободительного движения. В течение нескольких десятилетий он был одной из главных арен революционных выступлений. Массовые митинги и демонстрации проходили здесь 9 января 1905 г. и в дни Февральской революции 1917 г. 4 июля 1917 г. контрреволюционная военщина открыла огонь по демонстрантам на пересечении проспекта и Садовой ул. 25 октября 1917 г. по Невскому шли на штурм Зимнего дворца вооруженные отряды питерского пролетариата.
Огромный урон был нанесен проспекту в годы Великой Отечественной войны. Ленинградцы сделали все, чтобы в кратчайшее время вернуть ему прежний вид. В 1950-1952 гг. были реставрированы старинные здания, сняты трамвайные пути, расширены тротуары. Ныне проспект обновляется, реконструируются его отдельные здания.
Связь Невского пр. с Дворцовой пл. подчеркивает д. 2, составляющий единое целое со зданием Главного штаба.
Дом 1 был перестроен в 1910 г. арх. В. П. Цейдлером для коммерческого банка. Ныне здесь - Главное управление по жилищному, гражданскому и промышленному строительству в Ленинграде "Главленинградстрой".
Здание на углу Невского пр. (No 7-9) и ул. Гоголя занимают Центральное агентство воздушных сообщений и кассы аэропорта Пулково, издательство "Аврора" и другие учреждения. Внушительное и импозантное сооружение, облицованное темно-серым гранитом, возводилось для банкирского дома Вавельберга 1911-" 1912 гг. арх. М. М. Перетятковичем. Фасады здания выдержаны в формах архитектуры итальянского Возрождения, а ; двухъярусная аркада напоминает о Дворце дожей в Венеции. Оригинальный скульптурный декор выполнен В. В. Козловым и Л. А. Дитрихом.
В другом угловом д., 11 (1898 г., арх. Л. Н. Бенуа), жил в 1928-1940 гг. выдающийся ученый-биолог Н. И. Вавилов.
Дома 8 и 10 - памятники архитектуры раннего классицизма (построены в 1760-х гг. ). В д. 8 находится Художественный салон-магазин, где можно приобрести произведения графики и декоративного искусства. Многоэтажное здание с колоннами и статуями на фасаде (д. 12) - бывший банк - характерно для архитектуры неоклассицизма начала XX в. (1910-1911 гг., арх. В. И. Ван-дер-Гюхт).
Своими строго классицистическими формами органично вошло в облик проспекта здание школы No 210, сооруженное в 1939 г. арх. Б. Р. Рубаненко (д. 14). На фасаде школы сохраняется надпись: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна". Это напоминание о суровых и героических днях блокады.
Далее Невский пр. пересекает ул. Герцена, берущая начало от арки Главного штаба. Угловой д. 13 (построен в 1804-1806 гг. ) памятен тем, что здесь в 1817 г. жил А. С. Грибоедов, а полстолетия спустя - М. П. Мусоргский. Напротив, в д. 16, находится магазин "Искусство" объединения "Книги социалистических стран". Рядом (ул. Герцена, 3-5) располагается междугородная телефонная станция. Это здание сооружалось в 1907-1909 и 1912 гг. по проекту арх. Ф. И. Лидваля для Азовско-Донского банка. Фасад, решенный в духе модернизированной классики, украшен рельефным фризом и медальонами работы ск. В. В. Кузнецова.
Дом 15 по Невскому пр., где находится кинотеатр "Баррикада", акцентирован стройны ми двухъярусными колоннадами в центре фасада и на скругленных углах.
В начале XVIII в. здесь был Морской рынок, потом - Гостиный двор. В 1755 г. арх. Ф. -Б, Растрелли выстроил на этом месте временный Зимний дворец - огромное деревянное здание. На сцене дворцового театра неоднократно выступала первая в России профессиональная труппа актеров, которую возглавляли Ф. Г. Волков и А. П. Сумароков.
Существующее здание - одно из лучших произведений зодчества раннего классицизма - было возведено в 1768- 1771 гг. для генерал-полицеймейстера Н. И. Чичерина. История дома связана со многими страницами культурной жизни города на Неве.
С 1780 по 1783 г. здесь жил зодчий Д. Кваренги. В конце XVIII в. в здании проходили концерты первого в столице музыкального клуба. Членами его были Д. С. Бортнянский, Д. И. Фонвизин, А. Д. Кантемир. Уже в "пушкинском Петербурге" широкой известностью пользовались типография А. А. Плюшара и ресторан Талон. В этом же доме размещалась редакция журнала "Отечественные записки", издававшегося П. П. Свиньиным. У Н. И. Греча, издателя журнала "Сын Отечества", здесь останавливался В. К. Кюхельбекер. В корпусе, примыкающем к зданию (ул. Герцена, 14, 1814-1817 гг., арх. В. П. Стасов), в марте - июне 1828 г. жил А. С. Грибоедов. Это была его последняя петербургская квартира.
В течение нескольких месяцев 1862 г. в доме был открыт Шахматный клуб, организованный Н. Г. Чернышевским и его соратниками как место встреч революционных демократов и передовой интеллигенции. Во второй половине XIX в. эти помещения занимало Благородное собрание. Здесь устраивались литературные вечера и музыкальные концерты.
В 1919 г. здание было передано Дому искусств, созданному по инициативе А. М. Горького. В нем жили и работали А. С. Грин, О. Э. Мандельштам, М. С. Шагинян, М. М. Зощенко, Н. С. Тихонов, К. А. Федин, В. Б. Шкловский. На литературных вечерах выступали А. А. Блок, В. В. Маяковский, К. И. Чуковский. Дому искусств посвящены роман О. Д. Форш "Сумасшедший корабль" и воспоминания многих писателей и художников.
Дом 18, на другой стороне Невского пр., получил свой облик в результате перестройки, осуществленной в 1812-1816 гг. арх. В. П. Стасовым. При недавней реставрации были раскрыты боковые лоджии с колоннадами. В здании находятся крупнейший антикварно-букинистический магазин-салон "Старая книга" и кафе "Литературное".
Кафе было открыто в 1985 г. в той части дома, где в прошлом находилась широко известная в Петербурге кондитерская Вольфа и Беранже. В ней 27 января 1837 г. А. С. Пушкин встретился со своим секундантом К. К. Данзасом. Отсюда они отправились к месту дуэли. Кондитерскую Вольфа и Беранже посещали М. Ю. Лермонтов, Н. Г. Чернышевский, Т. Г. Шевченко. Здесь произошла встреча Ф. М. Достоевского с М. В. Буташевичем-Петрашевским, положившая начало участию писателя в политическом кружке.
Пройденный участок-самый узкий на магистрали. Он напоминает о ее первоначальной ширине. За Мойкой проспект становится намного шире. Через реку перекинут Народный мост - бывший Полицейский, или Зеленый. Этот первый в России городской металлический мост из чугунных кессонов сооружен в 1806-1808 гг. арх. В. И. Гесте. Столетие спустя его реконструировали по проекту арх. Л. А. Ильина и инж. В. А. Берса.
Слева за Народным мостом в д. 20 работают библиотека им. А. А. Блока и Дом военной книги. Здание было построено в 1831-1833 гг. арх. П. Жако для Голландской церкви (флигеля закончены в 1837 г. ). Центр фасада акцентирован четырехколонным портиком и увенчан невысоким куполом. С 1839 г. в доме при Голландской церкви помещалась редакция журнала "Отечественные записки", в нем начинал свою деятельность в Петербурге В. Г. Белинский. Долгое время здесь работала первая в России постоянная художественная выставка-продажа, организованная Обществом поощрения художников.
Невский  проспектК Невскому пр. обращен главный фасад быв. Строгановского дворца (д. 17). Он возведен в 1752-1754 гг. по проекту арх. Ф. Б. Растрелли. Великолепна композиция центрального ризалита с мощными пучками колонн, фигурными наличниками и сочными лепными деталями.
В конце XVIII в. дворец принадлежал А. С. Строганову - крупному меценату, президенту Академии художеств. Строганов содействовал развитию таланта своего бывшего крепостного, выдающегося зодчего А. Н. Воронихина, первой крупной работой которого была внутренняя перестройка Строгановского дворца в 1793 г.
Частыми гостями Строганова были писатели Д. И. Фонвизин и Г. Р. Державин, И. А. Крылов и Н. И. Гнедич, композитор Д. С. Бортнянский и другие. В стенах здания находилось одно из лучших в России частных художественных собраний. После победы Октября оно было передано в Эрмитаж. Дом моделей замыкает перспективу ул. Желябова. На этой улице в д. 27 находятся Театр эстрады и Ленинградское городское бюро путешествий. Соседнее двухэтажное здание (д. 25) занимает шахматный клуб им. М. И. Чигорина, организованный в 1933 г. Огромное сооружение со стеклянными витринами и легким шпилем - Дом ленинградской торговли (д. 21-23)-один из крупнейших универмагов города. Он специализируется на торговле товарами для детей. Это здание было сооружено в 1908-1909 гг. по проекту арх. Э. Ф. Вирриха, малый зал пристроен в 1912-1913 гг. инж. И. Л. Балбашевским.
Между ул. Желябова и Софьи Перовской на Невский пр. выходит ансамбль здании быв. лютеранской Петропавловской церкви (д. 22-24). Первая кирха была построена здесь в 1730 г.. Существующее здание выстроено с использованием форм романского зодчества арх. А. П. Брюлловым в 1833-1838 гг.
В глубине двора расположена школа No 222. Старейшая в городе, она ведет свою историю с 1710 г. Здание Петершуле построено в 1760-1762 гг. арх. М. -Л. Гофманом в стиле барокко, перестроено в 1876 и 1915 гг. Среди воспитанников школы - зодчий К. И. Росси, композитор М. П. Мусоргский, ученые Г. П. Гельмерсен, К. А. Раухфус, П. Ф. Лесгафт, В. В. Юнкер. В начале XIX в. в Петершуле проходили собрания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, в которое входили И. М. Борн, И. П. Пнин, К. Н. Батюшков.
Два одинаковых жилых дома - 22 и 24 сооружены в 1830- 1837 гг. и надстроены в 1910 г. В д. 22 с 1831 по 1844 г. помещалась книжная лавка и библиотека для чтения издателя А. Ф. Смирдина. Лавка была местом встреч столичных литераторов. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь. В д. 24 в 1861 г. открыл книжный магазин и общедоступную библиотеку Н. А. Серно-Соловьевич. Этот адрес стал одним из центров деятельности тайного революционного общества "Земля и воля".
В д. 26 (1874 г., арх. В. А. Кенель) в 1882 г. была устроена первая в России телефонная станция. Сейчас здесь работает Институт по проектированию городских инженерных сооружений "Ленгипроинжпроект".
Важный акцент в силуэте Невского - угловая башня Дома книги (д. 28), расположенного на пересечении проспекта с каналом Грибоедова. Представительное сооружение с большими окнами-витринами, гранитной облицовкой и бронзовыми украшениями было возведено для американской компании швейных машин "Зингер" в 1902-1904 гг. по проекту П. Ю. Сюзора, автор скульптурного убранства - А. -Г. Адамсон. При постройке впервые в Петербурге применен металлический каркас.
Это здание с первых лет Советской власти являлось средоточием книгоиздательской деятельности. Здесь работали Петрогосиздат, позднее-Ленгиз (от них ведет свою историю Лениздат), издательство "Academia", редакция журнала "Звезда" и многие другие. Дом книги стал колыбелью советской литературы для детей. В нем помещались организованный С. Я. Маршаком Лендетгиз, популярные детские журналы "Чиж" и "Еж".
Ныне здесь находятся крупнейший универсальный книжный магазин "Дом книги", существующий с 1919 г., книготорговое объединение "Ленкнига" (в его системе 168 магазинов), ленинградские отделения издательств "Искусство", "Художественная литература", "Просвещение", "Химия", Агропромиздат.
Величественное здание Казанского собора с широко распахнутой колоннадой возвышается на противоположной стороне Невского пр. С 1932 г. здесь находится Музей истории религии и атеизма АН СССР. Музей располагает ценными коллекциями документов, произведений живописи и скульптуры, предметов культа различных вероисповеданий. Экспонаты раскрывают идеалистическую сущность религии, показывают развитие материалистической и атеистической мысли.
Там, где расположен ансамбль Казанского собора, в начале XVIII в. были переведенские слободы. В 1733- 1737 гг. по проекту М. Г. Земцова ближе к Невскому пр. построили каменную церковь со шпилем. Она была разобрана после того, как в 1801-1811 гг. по проекту А. Н. Воронихина был воздвигнут Казанский собор. В годы строительства зодчий жил в д. 27 по Невскому пр.
Перед Воронихиным стояла сложная градостроительная задача. Собор обращен к Невскому пр. боковым фасадом. Воронихин скрыл основной объем здания грандиозной торжественной колоннадой, охватившей пространство Казанской пл. Новаторским было конструктивное решение собора: большепролетные перекрытия боковых проездов колоннады, устройство металлического купола.
Казанский собор - одна из вершин архитектуры высокого классицизма и блестящий образец синтеза искусств. Скульптура на фасадах принадлежит ваятелям И. П. Мартосу, С. С. Пименову, И. П. Прокофьеву, Ф. Г. Гордееву, Д. Рашетту, В. И. Демут-Малиновскому. Двери северного фасада отлиты по образцу "Райских дверей" во Флоренции-произведения знаменитого скульптора XV в. Лоренцо Гиберти.
В 1813 г. в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 г. фельдмаршал М. И. Кутузов. Здание стало пантеоном русской военной славы. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия перед ним в 1837 г. памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, выполненных Б. И. Орловским при участии арх. В. П. Стасова и литейщика В. П. Екимова. Ансамбль Казанского собора со стороны ул. Плеханова дополняет чугунная ограда - шедевр декоративного искусства. Она создана по проекту А. Н. Воронихина в 1803-1812 гг. Перед ней установлен фонтан работы Ж. Тома де Томона (1809 г. ), перенесенный сюда в 1934 г. с Пулковского шоссе.
На площади перед Казанским собором 6 декабря 1876 г. прошла первая в России демонстрация с участием рабочих. В ответ на пламенную речь Г. В. Плеханова рабочий Яков Потапов поднял красный флаг. 4 марта 1897 г. здесь же состоялась крупная студенческая демонстрация, связанная с трагической гибелью в тюрьме Петропавловской крепости революционерки М. Ф. Ветровой. И в дальнейшем площадь перед собором оставалась местом революционных выступлений.
Через канал Грибоедова ведет Казанский мост - третий по ширине в городе. Сооруженный в 1766 г. инж. И. М. Голенищевым-Кутузовым, отцом великого полководца, он был расширен в 1805 г. арх. Л. Руска.
В угловом д. 30 с 1949 г. находится Малый зал им. М. И. Глинки Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Здесь звучит камерная музыка, выступают вокалисты и мастера художественного слова.
Здание это, первоначально построенное в 1759-1761 гг. арх. Ф. -Б. Растрелли, являлось традиционным очагом музыкальной жизни города. С начала XIX в. в нем давало концерты Петербургское филармоническое общество. Кроме того, в 1820-х гг. здесь помещалась известная книжная лавка И. В. Сленина. Перестроенное в 1829-1830 гг. арх. П. Жако для богатого мецената В. В. Энгельгардта, здание стало основным концертным залом столицы. Здесь выступали Ф. Лист и Г. Берлиоз, М. И. Глинка и А. Г. Рубинштейн. Часто бывал у Энгельгардта А. С. Пушкин. В стенах дома устраивались пышные балы и маскарады. Эпизоды драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад" происходят в особняке Энгельгардта. Здание, поврежденное авиабомбой в 1941 г., начали восстанавливать одним из первых в Ленинграде. Впоследствии оно было реконструировано, и в него включен вестибюль станции метро "Невский проспект".
Расположенный далее небольшой архитектурный ансамбль костела Екатерины был спроектирован в 1739 г. П. -А. Трезини. В соответствии с проектом выстроены два симметричных д. 32 и 34 (надстроены в 1893 г. ). Костел, возведенный в 1762- 1783 гг. Ж. -Б. Валлен-Деламотом и А. Ринальди, принадлежит к лучшим образцам стиля, переходного от барокко к классицизму.
На другой стороне Невского поднимается многоярусная башня с часами (д. 33)-главная доминанта основной части проспекта. Поставленная на выступающем углу квартала, эта вертикаль воспринимается с дальних расстояний. Монументальная пятигранная башня была сооружена при Городской думе в 1799-1804 гг. арх. Д. Феррари. Она использовалась для оптической телеграфной связи и в качестве пожарной каланчи.
Справа к башне примыкает старинное торговое здание - Серебряные ряды (д. 31), - построенное по проекту Д. Кваренги в 1784-1787 гг. При реконструкции, законченной в 1982 г., была раскрыта аркада, в глубине которой разместился магазин "Изопродукция".
Здание Городской думы обращено на Думскую ул. Построили его одновременно с Серебряными рядами. В 1847- 1852 гг. оно было перестроено арх. Н. Е. Ефимовым и Л. Л. Бонштедтом, а в 1913 г. надстроено двумя этажами (верхний разобран в 1986 г. ). В думе работали не только органы городского самоуправления. В ее зале проходили концерты Русского музыкального общества и Бесплатной музыкальной школы, лекции "Вольного университета", литературные вечера, на которых выступали Ф. М. Достоевский, А. А. Блок, С. А. Есенин.
Напротив от Невского пр. отходит ул. Бродского (быв. Михайловская), проложенная в 1834 г. по проекту К. И. Росси. Она связывает центральную магистраль с пл. Искусств, представляющей собой целостный архитектурный ансамбль. Перспективу улицы завершает здание Государственного Русского музея (быв. Михайловский дворец), воздвигнутое К. И. Росси в 1819-1825 гг. Главный корпус с великолепной коринфской колоннадой расположен в глубине парадного двора, отделенного от площади чугунной оградой. Скульптурное убранство дворца создано В. И. Демут-Малиновским и С. С. Пименовым.
С 1857 г. в этом здании начались занятия классов Русского музыкального общества, положившие начало Петербургской консерватории. В 1898 г. во дворце открылся Русский музей, учрежденный в 1895 г.
Музей значительно пополнил свои коллекции за годы Советской власти и стал величайшей сокровищницей отечественного искусства. В его собрании свыше 300 тыс. произведений русской и советской живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В залах музея представлены лучшие творения всех выдающихся мастеров прошлого и нашего времени. Экспозиции занимают не только помещения Михайловского дворца, но и так называемый Западный корпус, сооруженный в 1914-1917 гг. арх. Л. Н. Бенуа и С. О. Овсянниковым.
Рядом с Русским музеем расположен музей этнографии (Инженерная ул., 4/1). Монументальное здание возведено в 1900-1911 гг. в формах неоклассики арх. В. Ф. Свиньиным, который сознательно ориентировался на сооружение К. И. Росси. Музей этнографии, возникший как отдел Русского музея, выделился в самостоятельное учреждение в 1934 г. Богатые коллекции представляют полную картину жизни и быта народов, населяющих территорию нашей страны.
Застройка площади перед дворцом была задумана К. И. Росси как единое целое. Зодчий спроектировал фасады всех домов, обступающих современные пл. Искусств и ул. Бродского. Строились они впоследствии другими архитекторами.
В д. 1 на пл. Искусств находится академический Малый театр оперы и балета. Здание возведено в 1831-1833 гг. арх. А. П. Брюлловым, перестроено в 1859-1860 гг. А. К. Кавосом. С 1833 г. здесь работал Михайловский театр. Малый оперный театр был открыт в 1918 г. За смелые новаторские поиски его называли "лабораторией советской оперы". В сегодняшнем репертуаре театра представлены произведения композиторов-классиков и наших современников. Многие из них можно увидеть только на этой сцене.
В соседнем здании (д. 3) находится мемориальный Музей-квартира художника И. И. Бродского. Автор историко-революционных полотен, пейзажист и портретист, общественный деятель, он жил здесь с 1924 по 1939 г. В Музее И. И. Бродского собраны многочисленные его работы, а также картины и рисунки мастеров конца XIX - начала XX в.
С 1833 г. в этом доме жил М. Ю. Виельгорский - выдающийся деятель русской музыкальной культуры. Отсюда в 1837 г. он переехал в дом П. Жако (No 5), а в 1844 г. -в д. 4 на другой стороне площади, построенный в 1831 г, арх. А. М. Болотовым. На вечерах у Виельгорского выступали Ф. Лист, Г. Берлиоз Р. Шуман, П. Виардо, a в 1836 г. состоялась репетиция" первого акта оперы М. Глинки "Иван Сусанин". Дом 4 интересен и тем, что в последние годы жизни здесь часто бывал у Е. А. Карамзиной А. С. Пушкин, а в середине XIX в. в этом доме жил поэт А. К. Толстой.
В 1911 г. в подвале второго двора д. 5 открылось литературно-артистическое кафе "Бродячая собака". Здесь бы вали А. М. Горький, А. Н. Толстой, А. А. Ахматова, В. Э. Мейерхольд, читали стихи В. Хлебников, В. В. Маяковский С. А. Есенин. В 1928-1940 гг в этом доме жил ск. В. В. Козлов, создатель монументальной Ленинианы.
В ансамбль площади удачно вошло здание школы No 199 (д. 2). Оно было построено арх. Н. А. Троцким в 1930-х гг. и переделано арх. А. А. Кедринским в 1947 г. Раньше здесь стоял дом, в котором в 1830-х гг жили Адам Мицкевич и известный журналист и коллекционер П. П. Свиньин.
К площади обращен д. 13 по ул. Ракова, в котором о 1929 г. работает Театр музыкальной комедии (первоначально-Мюзик-холл). Период его становления во многом связан с творчеством И. О. Дунаевского. Театр оставался в городе и во время блокады, давая спектакли в помещении Академического театра драмы им. А. С. Пушкина.
На углу площади и ул. Бродского находится Большой вал Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича (д. 2/9) - один из ведущих центров музыкального Ленинграда. Раньше здание, построенное арх. П. Жако в 1834-1839 гг., принадлежало Дворянскому собранию. В великолепном белоколонном зале звучали произведения крупнейших русских композиторов, выступали лучшие европейские исполнители.
В 1921 г. в этом здании была открыта государственная филармония. Наряду с мировой классикой филармония знакомила с новыми произведениями советских композиторов. Здесь состоялись премьеры большинства симфонических сочинений Д. Д. Шостаковича. 9 августа 1942 г. в зале была исполнена его знаменитая Седьмая симфония. Она прозвучала гимном стойкости и мужеству ленинградцев. Мировой известностью пользуется Академический симфонический оркестр филармонии, ведущий свою историю с 1882 г. С 1932 г. с ним связана деятельность выдающегося дирижера, Е. А. Мравинского.
На другой стороне ул. Бродского расположена гостиница "Европейская". Комфортабельный отель с богатым эклектическим декором фасада возник в результате перестройки старых домов в 1873- 1875 гг. по проекту арх. Л. Ф. Фонтана (интерьеры переделаны в 1905 г. К. Э. Маккензеном и в 1908-1910 гг. Ф. И. Лидвалем). В разные годы в гостинице останавливались И. Штраус и К. Дебюсси, И. С. Тургенев, А. М. Горький и В. В. Маяковский.
Пл. Искусств была реконструирована в послевоенные годы. По проекту Е. И. Катонина и В. Д. Кирхоглани устроен новый сквер. В 1957 г. посередине сквера был открыт памятник А. С. Пушкину, созданный ск. М. К. Аникушиным (автор постамента - арх. В. А. Петров). Вдохновенный образ поэта одухотворяет ансамбль пл. Искусств - уникального средоточия культурной жизни Санкт-Петербурга.
На левой стороне Невского пр. за ул. Бродского выделяется участок, принадлежавший в прошлом Армянской церкви (д. 40-42). Здание церкви сооружено в стиле раннего классицизма в 1771- 1780 гг. по проекту Ю. М. Фельтена.
Дом 40 построен в 1790-х гг. Здесь помещается Главное управление культуры Ленгорисполкома. В этом доме в середине XIX в. работала редакция журнала "Библиотека для чтения", который в 1860- 1863 гг. возглавлял А. Ф. Писемский. Дом 42 сооружен в 1771-1775 гг., надстроен в 1835-1837 гг. арх. А. И. Мельниковым. С 1823 г. здесь жил государственный деятель М. М. Сперанский. В литературном салоне его дочери часто бывали А. И. Тургенев, П. А. Вяземский, А. Мицкевич. В 1823-1825 гг. в этом же доме жил декабрист Г. С. Батеньков, которого неоднократно посещали К. Ф. Рылеев, братья Бестужевы, С. П. Трубецкой, а с 1854 по 1873 г. - поэт Ф. И. Тютчев.
Здания, в которых находятся кафе "Север" и ресторан "Нева", были выстроены для банков: д. 44-в 1909-1910 гг. арх. Б. И. Гиршовичем, д. 46- в 1901-1902 гг. арх. Л. Н. Бенуа.
Невский  проспектВ д. 48 находится универмаг "Пассаж". Он построен в 1846-1848 гг. арх. Р. А. Желязевичем, перестроен в 1900 г. арх. С. С. Козловым. В театральном зале "Пассажа" в 1860-х гг. проходили вечера Литературного фонда с участием Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. В 1904-1906 гг. здесь работал Новый драматический театр В. Ф. Комиссаржевской. Теперь в этом помещении (ул. Ракова, 19) ставит спектакли Ленинградский драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской, организованный в 1942г. в блокадном городе.
В середине XVIII в. в особняках, стоявших на месте д. 46 и 48, жили выдающиеся зодчие Петербурга Ф. -Б. Растрелли и М. Г. Земцов. Участок между ул. Бродского и Садовой - самый широкий на всем проспекте. Расстояние между зданиями достигает здесь шестидесяти метров. На правой стороне Невского с отступом от "красной линии" стоит огромное здание универмага "Гостиный двор" (д. 35). Строгие фасады с мерным ритмом непрерывных двухъярусных аркад общей длиной более километра опоясывают целый квартал. Строительство Гостиного двора начинал Ф. -Б. Растрелли, но в основном здание было возведено в 1761-1785 гг. Ж. -Б. Валлен-Деламотом, создавшим один из самых выдающихся памятников архитектуры раннего классицизма. Сильно разрушенный в годы войны, Гостиный двор был реставрирован и реконструирован и стал крупнейшим в городе универсальным магазином. В 1967 г. здесь открылась встроенная станция метро "Гостиный двор" (арх. А. К. Андреев, С. Г. Майофис и др. ).
На углу Невского пр. и Садовой ул. расположена Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (д. 37). Первое здание библиотеки, построенное арх. Е. Т. Соколовым в 1796- 1801 гг., эффектно оформляет угол квартала. Издалека виден его изысканно строгий фасад с колоннадой, плавно изогнутой по дуге. В 1828-1834 гг. К. И. Росси возвел новый корпус, обращенный на пл. Островского. Его фасад украшен барельефами, статуями античных ученых, ораторов, философов и писателей и увенчан фигурой богини мудрости Минервы. Авторы скульптур - В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, С. И. Гальберг, Н. А. Токарев, М. Г. Крылов. В 1896-1901 гг. со стороны площади был пристроен еще один корпус, облицованный радомским песчаником (арх. Е. С. Воротилов).
Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина - одна из крупнейших в мире и вторая в стране после Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве - была основана в 1795 г. и открыта в 1814 г. Развитие библиотеки связано с именами А. Н. Оленина, И. А. Крылова, А. X. Востокова, В. В. Стасова, проработавших в ней по многу лет. В ее залах занимались В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, Л. Н. Толстой, А. М. Горький, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев.
В 1893-1895 гг. постоянным читателем Публичной библиотеки был В. И. Ленин.
Книжная сокровищница обладает самым полным собранием изданий на русском языке, бесценными коллекциями книг и документов, уникальными образцами печати и манускриптами. Общая численность единиц хранения превышает 25 млн.
Здание Публичной библиотеки является частью ансамбля пл. Островского - крупнейшего творения К. И. Росси. В XVIII в. эту территорию занимала усадьба Аничкова дворца. Здесь стоял парковый павильон, приспособленный в 1801 г. арх. В. Бренна под Малый театр. В 1816-1818 гг. Росси построил в заново спланированном небольшом саду два симметричных павильона с фигурами русских витязей, изваянными С. С. Пименовым. Этим было положено начало грандиозному ансамблю, завершенному в 1834 г. и состоящему из двух площадей, связанных улицей.
В панораме пл. Островского доминирует здание быв. Александринского театра, сооруженное в 1828-1832 гг. Его отличают компактность, композиционная слитность, исключительная гармоничность пропорций. Над колоннадой взлетает квадрига Аполлона, выполненная по модели С. С. Пименова.
Александринский театр вошел в историю русской культуры блестящими достижениями актерского искусства. Здесь играли корифеи русской сцены: Е. С. Семенова, В. Н. Асенкова, В. А. Каратыгин, А. Е. Мартынов, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская, работал режиссером В. Э. Мейерхольд. Значительными вехами стали постановки пьес А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Ю. Лермонтова.
Ныне это Академический театр драмы им. А. С. Пушкина. Яркие страницы его истории связаны с именами таких актеров, как В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев, Е. П. Корчагина-Александровская, Н. К. Черкасов, Н. К. Симонов, Ю. В. Толубеев. Сегодня театр продолжает плодотворную творческую деятельность.
Здание театра связано с событиями 1917 г. Как и в Таврическом дворце, здесь проходили заседания Петроградского Совета, а 14-22 сентября состоялось Всероссийское демократическое совещание, на котором большевики потребовали созыва II Всероссийского съезда Советов и немедленной передачи власти Советам. Совещание передало свои функции предпарламенту.
В центре сквера на пл. Островского в 1862-1873 гг. был сооружен памятник Екатерине II. Проект монумента выполнил художник М. О. Микешин при участии арх. Д. И. Гримма и В. А. Шретера. Статую Екатерины II вылепил ск. М. А. Чижов. Ее подножие окружают изображения выдающихся деятелей России второй половины XVIII в.: А. В. Суворова, П. А. Румянцева, Г. Р. Державина, И. И. Бецкого, Е. Р. Дашковой, А. Г. Орлова, А. А. Безбородко, Г. А. Потемкина, В. Я. Чичагова (ск. А. М. Опекушин). Сложный по силуэту, памятник контрастирует со стройной гармонией россиевских фасадов.
Стилистически разнообразны более поздние постройки на площади: д. 7 в "русском" стиле (1878-1879 гг., арх. Н. П. Басин), д. 9 (построен в 1876-1877 гг. по проекту В. А. Шретера), в котором помещается трест "Ленметрострой", и д. 2 (1911-1912 гг., арх. А. А. Гречанников), в котором находится Главное управление Октябрьской железной дороги.
Позади здания театра, на одной оси с ним, проходит улица Зодчего Росси, названная именем ее творца. Она сформирована двумя тождественными зданиями, построенными в 1828-1834 гг. По гармоничности и законченности пропорций (длина фасадов - 220 м, ширина и высота - 22 м), торжественности строя колоннад и красоте перспективы эта улица не имеет равных.
В здании по левой стороне улицы (д. 2/6), предназначавшемся для дирекции императорских театров и театрального училища, с 1918 г. открыт Ленинградский музей театрального и музыкального искусства. Экспонаты его всесторонне освещают историю русского и советского театра. Здесь же находятся Театральная библиотека им. А. В. Луначарского и Ленинградское отделение издательства Стройиздат.
В этом же здании размещается академическое хореографическое училище им. проф. А. Я. Вагановой - гордость прославленной отечественной балетной школы. Из училища вышли А. И. Истомина, А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, М. М. Фокин, А. Я. Ваганова, а в годы Советской власти - Г. С. Уланова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев, В. М. Чабукиани. Тридцать лет, с 1921 г., в училище преподавала А. Я. Ваганова. В этом же доме с 1917 по 1948 г. жила актриса В. А. Мичурина-Самойлова.
В здании на противоположной стороне улицы (д. 1- 3), принадлежавшем до революции Министерству народного просвещения, находится Главное архитектурно-планировочное управление Ленгорисполкома, решающее задачи градостроительного развития Ленинграда. Здесь же работают подразделения института ЛенНИИпроект, Государственная инспекция по охране памятников Ленинграда и другие учреждения.
Ул. Зодчего Росси приводит на пл. Ломоносова. Это последнее звено ансамбля, органично связанного с планировкой прилегающих территорий, раскрывается к набережной Фонтанки.
Рядом с пл. Островского, на Невском пр. (д. 39), расположен Дворец пионеров им. А. А. Жданова - быв. Аничков. Главный фасад этого здания обращен в сторону Фонтанки. Дворец выстроен в 1741-1754 гг. арх. М. Г. Земцовым, Г. Д. Дмитриевым и Ф. -Б. Растрелли. Впоследствии он неоднократно перестраивался И. Е. Старовым, Л. Руска, К. И. Росси, К. К. Рахау. В 1803-1805 гг. на углу Невского и Фонтанки Д. Кваренги возвел торговые ряды, расширенные для "Кабинета" по проекту Л. Руска в 1809-1811 гг.
В 1918-1935 гг. в Аиичковом дворце работал Музей города - предшественник Музея истории Ленинграда. Возглавлял это учреждение, занимавшееся не только изучением города на Неве, но и общими урбанистическими проблемами, видный советский зодчий-градостроитель Л. А. Ильин. В 1937 г. после реконструкции здания, осуществленной арх. А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевским, здесь был открыт Дворец пионеров, созданный по инициативе С. М. Кирова. В нем работают сотни кружков художественной самодеятельности, технического творчества, гуманитарных, спортивных.
В глубине сада, прилегающего к Аничкову дворцу, заканчивается сооружение зрелищного комплекса Дворца пионеров (арх. И. Б. Hoax, Н. М. Куликова).
На противоположной стороне Невского пр. находятся рядом два театра. Ленинградский театр кукол-марионеток (д. 52) дает спектакли для детей младшего возраста. Его организатором и долгие годы руководителем был известный режиссер Е. С. Деммени. В этом же здании работает книжный магазин.
Академический театр Комедии (д. 56) был образован в 1929 г. под названием Театр сатиры. В 1935-1949 и 1955-1968 гг. им руководил талантливый режиссер и художник Н. П. Акимов. В первом этаже здания находится гастрономический магазин "Центральный". Это сооружение, возведенное в 1902- 1903 гг. для Торгового дома братьев Елисеевых арх. Г. В. Барановским, выделяется из окружающей застройки как яркий образец зодчества раннего модерна. В композицию фасадов включены огромные витражи.
На этом же участке со стороны Малой Садовой ул. (д. 8) в январе 1881 г. открылась "Лавка Кобозевых". Она служила прикрытием для народовольцев, готовивших покушение на Александра II, который обычно проезжал по этой улице.
В д. 58 по Невскому пр. размешается Дом научно-технической пропаганды. Этот ведущий центр по изучению и распространению передового производственного опыта, достижений науки и техники открылся здесь в 1924 г. При нем работает Городской совет новаторов. Построено здание в 1896- 1898 гг. арх. С. А. Бржозовским для Международного коммерческого банка. В д. 60 находится кинотеатр "Аврора". Один из первых крупных кинотеатров города, он был открыт в 1913-м и расширен в 1937 г.
В д. 64 в 1822-1826 гг. жили поэты В. А. Жуковский и А. Ф. Воейков. В их салоне собирались многие столичные литераторы. В 1919 г. здесь началась деятельность издательства "Всемирная литература", которым руководил А. М. Горький.
Дом 66 по Невскому пр. (1877-1878 гг., арх. А. В. Иванов) - типичный большой доходный дом периода эклектики. В этом здании 27 февраля 1881 г. были арестованы народовольцы А. И. Желябов и М. Н. Тригони. В ноябре - декабре 1905 г. В. И. Ленин неоднократно посещал по партийным делам жившего здесь В. В. Воровского. Ныне в этом доме работает "Книжная лавка писателей".
Далее Невский пр. пересекает р. Фонтанку, через которую ведет трехпролетный Аничков мост. Своим названием он, как и одноименный дворец, обязан строителю первого деревянного моста через Фонтанку (1715 г. ), командиру работного батальона подполковнику М. О. Аничкову. Существующий мост сооружен в 1785 г. и реконструирован в 1839-1841 гг. инж. И. Ф. Буттацем. По углам на гранитных постаментах установлены четыре конные группы, вылепленные и отлитые П. К. Клодтом в 1841-1850 гг. Эти великолепные композиции, исполненные с поразительным мастерством, проникнутые динамикой и экспрессией, составляют единый скульптурный ансамбль, тема которого - укрощение лошади человеком.
За Фонтанкой проспект застроен преимущественно доходными домами во второй половине XIX -начале XX в. Последнее на улице здание дворцового типа (д. 41) обращено фасадами к Невскому и Фонтанке. Ныне его занимает Куйбышевский райком КПСС. Монументальное крупномасштабное сооружение получило свой облик в характере "второго барокко" после перестройки, осуществленной в 1847-1848 гг. по проекту А. И. Штакеншнейдера для кн. Белосельских-Белозерских.
Угловой дом с колоннами на другой стороне магистрали (д. 68) был возведен в 1944- 1950 гг. по проекту Б. Н. Журавлева и И. И. Фомина. В нем размещается исполком Куйбышевского райсовета.
В прежнем здании, разрушенном в период блокады, в 1842-1846 гг. жил и работал В. Г. Белинский. Его квартира была своеобразным центром передовой демократической литературы. Здесь бывали Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович. Здесь состоялось знакомство критика с молодым Ф. М. Достоевским, которому он предрек будущность великого писателя. В этом доме жили также А. А. Краевский, И. И. Панаев, Д. И. Писарев, писательница Марко Вовчок, актриса В. Н. Асенкова, а с октября 1850-го по апрель 1851 г. - И. С. Тургенев, работавший над пьесами и "Записками охотника".
В конце 1905 г. в том же доме помещались редакция и контора первой легальной большевистской газеты "Новая жизнь", выходившей под руководством В. И. Ленина. 27 ноября 1905 г. в редакции произошла первая встреча В. И. Ленина с А. М. Горьким.
Стройным шестиколонным портиком отмечен д. 86 - последний на маршруте яркий образец архитектуры высокого классицизма (1820-1830-е гг., арх. М. А. Овсянников и Г. Фоссати). В парадных залах особняка устраивались концерты, вечера, художественные выставки, в том числе передвижников. С 1924 г. в здании размещается Дворец работников искусств им. К. С. Станиславского, здесь находится также Ленинградское отделение Всероссийского театрального общества. В доме на этом участке с 1865 по 1873 г. жил М. А. Балакирев. У него часто встречались композиторы "Могучей кучки" М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, критик В. В. Стасов.
В д. 88, где ныне работает "Стереокино", помещалась редакция журнала "Новый Сатирикон". В нем в 1915-1917 гг. активно сотрудничал В. В. Маяковский.
В д. 90-92 в меблированных комнатах "Сан-Ремо" жил в ноябре 1905 г. В. И. Ленин и Н. К. Крупская.
Поблизости находятся два памятных литературных адреса: д. 96, где в 1815-1820 гг. жил писатель М. Н. Загоскин, и д. 98, в котором в 1867 г. жил критик Д. И. Писарев. Во дворе д. 100 (1867 г., арх. М. А. Макаров) расположен кинотеатр "Колизей".
В д. 102 в 1906-1907 гг. работала редакция большевистского журнала "Вестник жизни", в нем сотрудничали В. И. Ленин, А. М. Горький, А. В. Луначарский, В. В. Воровский, М. С. Ольминский. Явочная квартира большевиков, на которой В. И. Ленин в мае 1906 г. встречался с партийными работниками, находилась в д. 108.
На правой стороне Невского пр. в д. 71 жил в течение 26 лет и умер в 1890 г. писатель Г. П. Данилевский. В 1967 г. в здании открылась встроенная станция метро "Маяковская", а в 1974 г. вступил в строй крупнейший в городе ресторан "Невский".
Далее от Невского пр. отходит проложенная в 1874 г. Пушкинская ул. Начало ее оформлено двумя тождественными зданиями (No 77 и 79), построенными по проекту арх. П. Ю. Сюзора.
В сквере на Пушкинской ул. в 1884 г. был установлен памятник А. С. Пушкину работы ск. А. М. Опекушина (авторы постамента арх. Н. Л. Бенуа и А. С. Лыткин).
Пл. Восстания расстилается перед главными "воротами" Ленинграда - Московским вокзалом. Представительное здание с высокой часовой башней возводилось в 1845-1851 гг. по проекту К. А. Тона в связи с сооружением первой в России железной дороги большой протяженности, проложенной между двумя русскими столицами. Впоследствии оно было расширено и реконструировано.
Московский вокзал (быв. Николаевский) - самый ранний в городе памятный ленинский адрес. Сюда Владимир Ульянов прибыл в конце августа 1890 г., в свой первый приезд в Петербург. Впоследствии он неоднократно бывал здесь.
В соответствии с проектом планировки площади, разработанным Н. Е. Ефимовым, в 1840-х гг. было построено арх. А. П. Гемилианом здание гостиницы (Невский пр., 118). Позднее оно неоднократно перестраивалось. В 1978 г. гостиница "Октябрьская" была реконструирована (арх. В. Н. Питанин) с воссозданием фасада на период 1870-х гг.
К 40-летию Победы в центре площади поднялся обелиск Городу-герою Ленинграду. Гигантский гранитный монолит весом около 240 т, обработанный наподобие граненого штыка, увенчан золотой звездой. В нижней части обелиск опоясан венком Славы и барельефами на тему героической обороны Ленинграда. Авторы монумента - арх. А. И. Алымов и В. М. Иванов, инж. Б. Н. Брудно, ск. А. А. Виноградов, Б. А. Петров, В. Д. Свешников, А. С. Чаркин.
За пл. Восстания Невский пр., исстари именуемый в обиходе Старо-Невским, не столь богат достопримечательностям а, Архитектурный фон формируют дома второй половины XIX -начала XX в. Ряд построек относится к советскому времени.
На небольшом отрезке до Суворовского пр. Старо-Невский имеет наименьшую ширину. После поворота, на котором возвышается д. 95 в стиле модерн (1912 г., арх. Л. М. Харламов), в перспективе магистрали появляются живописные по силуэту сооружения Александро-Невской лавры.
В застройке проспекта выделяется монументальный д. 107 с колоннадой в нижней части фасада и двумя башнями, увенчанными обелисками (1952 г., арх. В. Ф. Белов, Е. М. Лавровская). Напротив - два крупных здания, фланкирующих начало пр. Бакунина: д. 142 (1880-е гг., арх. А. В. Иванов, 1900 г., арх. Д. А. Крыжановский) я д. 146 (1930-е гг., арх. И. А. Вакс). В перспективе Полтавской ул. виден комплекс сооружений, возведенных в 1911-1914 гг. в "неорусском стиле" по проектам арх. С. С. Кричинского. Рядом с Невским на Харьковской ул. (д. 9) в здании быв. Калашниковской хлебной биржи на собрании работниц 23 февраля 1913 г. впервые в России был отмечен Международный женский день. С 1940 г. эти помещения занимает Дворец культуры им. Ф. Э. Дзержинского.
Невский пр. заканчивается у круглой пл. Александра Невского. Она была спроектирована перед входом в Александро-Невскую лавру И. Е. Старовым. В 1788-1790 гг. Старое построил два 2-этажных угловых дома - последних на проспекте (No 177 и 190) - и одноэтажную богадельню на площади. Немного раньше, в 1783- 1785 гг. по его же проекту была сооружена Надвратная церковь, поставленная по оси Невского пр. Это здание принадлежит Музею городской скульптуры, учрежденному в 1932 г. В его ведении - все памятники Ленинграда, некрополи Александро-Невской лавры и "Литераторские мостки" на Волковском кладбище.
От площади отделены оградой Некрополь XVIII в. и Некрополь мастеров искусств. Это своеобразный пантеон под открытым небом и музей русского мемориального искусства.
В Некрополе XVIII в. погребены М. В. Ломоносов и Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги и И. Е. Старов. А. Н. Воронихин и А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон и К. И. Росси, Ф. И. Шубин и М. И. Козловский, В. Л. Боровиковский и И. П. Мартос.
В Некрополе мастеров искусств похоронены писатели Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, композиторы М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, художники А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев, скульпторы В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, зодчий В. П. Стасов и его сын, художественный критик В. В. Стасов, актеры А. Е. Мартынов, В. А. Каратыгин, П. А. Стрепетова, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов и другие деятели культуры.
Многие надгробия, авторами которых являются А. Н. Воронихин, И. П. Мартос, М. И. Козловский, Н. К. Рерих, И. А. Фомин и др., представляют значительную художественную ценность.
За р. Монастыркой расположены основные здания Александро-Невской лавры - выдающегося архитектурного ансамбля XVIII в. Монастырь был основан в 1710 г. в память о прославленном полководце Древней Руси, новгородском князе Александре Невском. Проект монастыря составил в 1715 г. Д. Трезини. Затем строительство вели Т. Швертфегер, П. -А. Трезини, И. Росси и М. Д. Расторгуев, завершившие единый комплекс сооружений в стиле барокко.
В старейшем здании лавры - Благовещенской церкви (1717-1725 гг., арх. Д. Трезини) - размещена экспозиция Музея городской скульптуры. В первом этаже - могила великого полководца А. В. Суворова.
Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительнейшее сооружение раннего классицизма. Здание возведено в 1776- 1790 гг. И. Е. Огаревым (скульптурное убранство работы Ф. И. Шубина). Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами.
Перед зданием расположена "Коммунистическая площадка", на которой покоятся герои гражданской и Великой Отечественной войн. К востоку от собора лежит Никольское кладбище (в настоящее время реконструируется), где похоронены первые русские авиаторы С. И. Уточкин и Л. М. Мациевич, видные ученые Б. Б. Голицын, А. И. Воейков и др.
Пл. Александра Невского реконструирована в наши дни по проекту В. А. Каменского а Д. С. Гольдгора. Снесена случайная застройка, мешавшая движению и восприятию ансамбля Александро-Невский лавры. От площади устремился в сторону Малой Охты мост Александра Невского. Таким образом, Невский пр. получил кратчайшее сообщение с правобережными районами восточной части города.
Этот железобетонный мост, вступивший в строй в 1965 г., - самый большой в Ленинграде. Длина его -629, а с пандусами - более 900 м. Он сооружен по проекту инж. А. С. Евдонина и арх. А. В. Жука, С. Г. Майофиса, Ю. И. Синицы.
На площади в 1967 г. открылась станция метро. В 1974-1977 гг. здесь возведено новое крупное здание - гостиница "Москва" (арх. Д. С. Гольдгор, В. Н. Щербин, Л. К. Варшавская, инж. Е. В. Голубев). Скругленный угол здания создает плавный переход от связанной с Невским пр. площади к Синопской наб. Нерасторжимое единство архитектурного ансамбля с панорамой невских берегов, контрастное сочетание современности и старины обогащают неповторимую картину города.
© 2008 Portal-1.ru