Санкт-Петербург
.: Главная  .: Ссылки  .: Контакты  
  История города
Архитектура
Дворцовая площадь
Площадь Декабристов
Исаакиевская площадь
Набережная
Дворцовая набережная
Набережная Кутузова
Невский проспект
Набережные реки Мойки
Набережные канала Грибоедова
Садовая улица
Набережные реки Фонтанки
Литейный проспект
Владимирский проспект
Загородный проспект
Набережные Обводного канала
Петропавловская крепость
Петровская набережная
Петровский остров
Набережные реки Смоленки
Приморский проспект
Лахтинский проспект
 
Архитектурный образ города многопланов, разнолик и вместе с тем монолитно-целостен. В нем запечатлены различные градостроительные эпохи и художественные стили. Но есть у него и общие, объединяющие черты - строгая регулярность, величавая монументальность и стройная гармония. Они определяют характер центральных ансамблей и крупных сооружений - доминант, неразрывно связанных с водными пространствами, зеленью садов и парков, плотной рядовой застройкой. Город в целом принадлежит к величайшим творениям мирового градостроительного искусства.
Основанный в устье Невы, на островах ее дельты, вблизи финского залива, Петербург развивался как приморский и речной город. Просторная акватория реки служила как бы его главным проспектом, а самый широкий участок - от истока Большой Невки до Стрелки Васильевского острова - своего рода центральной площадью. Вход в Неву со стороны Финского залива "запирали" два мощных фортификационных комплекса: Петропавловская крепость и верфь-крепость Адмиралтейство. Эти сооружения образовали пространственную ось Петербурга, его двойное ядро.
Первоначально строительство велось на Городовом острове. Здесь воссоздавалась традиционная планировочная система, напоминавшая структуру древнерусского города с крепостью, торгом, посадом и слободами. У Петропавловской крепости, на месте нынешней пл. Революции, сформировался торговый и административный центр Петербурга. От Домика Петра I вверх по течению Невы выстроились особняки вельмож и знати. Севернее и западнее размещались дворы и слободы торговцев и ремесленников, работных людей и солдат. О свободной - дорегулярной планировке территории напоминает веерная трассировка улиц, прилегающих к современному пр. Максима Горького.
Этот район не отвечал широкой и новаторской градостроительной программе Петра I, его представлениям о новой столице России как идеально-регулярном приморском городе. Поэтому центр решено было создавать на Васильевском острове, омываемом водами Финского залива, Большой и Малой Невы. По плану, разработанному в 1716 г. Д. Трезини, здесь начали прокладывать равномерно прямоугольную сеть каналов и улиц. На юго-восточной оконечности острова формировалась главная площадь столицы с крупнейшим комплексом административных, торговых и научных учреждений.
ПетербургГенеральный план Петербурга, составленный в 1717 г. Ж. -Б. Леблоном, следовал типу западноевропейских "идеальных городов". Он отличался более сложной, разнообразной и художественно выразительной планировкой. Огромный эллипс с мощной цепью бастионов охватил основную территорию Васильевского острова, что подчеркивало его главенствующее значение. Этот замысел не мог быть осуществлен в условиях тех лет, к тому же он не вполне отвечал реальным перспективам развития Петербурга.
С годами строительство все активнее развивалось на левобережной - "материковой" территории. По сторонам от Адмиралтейства разрастались жилые кварталы и производственные зоны. На берегу Невы, против Петропавловской крепости, возвели Зимний дворец и дома видных сановников, к реке были обращены Летний дворец и Летний сад-первенец русского регулярного паркостроения. Большой участок строго регулярной планировки сложился на восточной окраине - там, где берет начало Литейный пр. с отходящими от него улицами.
Основой пространственно-планировочного каркаса нового общегородского центра стал "трезубец" улиц,. сходившихся к Адмиралтейству. Первыми были проложены в 1710-х гг. симметричные крайние лучи - нынешние пр. Невский и Майорова. Средняя ось (ныне ул. Дзержинского) наметилась не позднее 1720-х гг. С учетом двух параллельных Неве трасс, ориентированных на башню Адмиралтейства (ул. Красная и Халтурина), образовалась уникальная пятилучевая композиция. Главные перспективы пересекали малые протоки, формировавшие дуговые линии плана.
Прямоугольно-сетевая система планировки Васильевского острова и рздиально-дуговая Адмиралтейской стороны предопределили всю дальнейшую градостроительную эволюцию северной столицы. Одновременно были намечены структура центрального ядра и опорных доминант, соотношение застройки и водных пространств.
Петербург явился первым русским городом, создававшимся на регулярной плановой основе. С 1706 г. работами руководила Канцелярия городовых дел. Рядовая застройка велась по "образцовым", т. е. типовым, проектам, составленным Д. Трезини и Ж. -Б. Леблоном для различных групп населения: "для подлых", "для зажиточных" и "для именитых".
Дома ставились цепочкой с небольшими промежутками или же сплошным фронтом по "красным линиям" улиц, а не в глубине усадеб, как в старинных русских городах. На смену хоромам пришли дворцы и особняки европейского типа с анфиладным расположением парадных помещений. Преобразования в области экономики, политики и культуры вызвали к жизни новые виды общественных и производственных сооружений: верфи, фабрики и арсеналы, правительственные здания, госпитали и театры.
Зодчие той поры творчески осваивали принципы архитектуры ренессанса и барокко. Приобщение к общеевропейской культуре отвечало тогда наиболее актуальным задачам национального развития. Работали в Петербурге преимущественно иностранные зодчие, приглашенные Петром I.
Первым архитектором Петербурга был Доминико Трезини - строитель Петропавловской крепости и Петропавловского собора. Летнего дворца Петра I, здания Двенадцати коллегий, автор проекта Александро-Невского монастыря. Вскоре появилась целая плеяда зодчих - Д. -М. Фонтана, Г. -И. Шедель, Г. -И. Матарнови, Б. -К. Растрелли, Н. Микетти и другие. Среди них выделялись выдающиеся мастера А. Шлютер и Ж. -Б. Леблон. Архитекторы-иностранцы, тесно соприкоснувшись с российской действительностью, возводили сооружения, воплощавшие специфические черты русской культуры. Так сформировался стиль раннего петербургского барокко. Он был своеобразным и самостоятельным явлением, хотя в нем и отразились влияния различных европейских школ.
Петербургскую архитектуру отличали простота объемных построений, плоскостная трактовка фасадов, четкость членений и сдержанность убранства. Классический ордер использовался в виде пилястр - плоских "изображений" колонн на стене. Многие здания заканчивались фигурными кровлями с переломом на голландский "манир", разнообразными фронтонами и щипцами. Живописная силуэтность и яркая двуцветная расколеровка напоминали об излюбленной на Руси нарядной декоративности. Одна из самых ярких примет петровского Петербурга - шпилевидные завершения колоколен и башен (Петропавловский собор, Адмиралтейство и другие). Эти легкие стремительные вертикали преобразили пейзаж равнинных берегов.
Важная особенность раннего барокко - использование в оформлении зданий монументально-декоративной скульптуры. В создании художественного убранства ряда сооружений принимали участие А. Шлютер, Б. -К. Растрелли, Н. Пино и другие мастера.
В 1730-х гг. на ведущие позиции выдвинулись русские зодчие М. Г. Земцов, П. М. Еропкин и И. К. Коробов, развивавшие принципы регулярного градостроения и стилевые приемы раннего петербургского барокко. Земцов работал в Главной полицеймейстерской канцелярии, ведавшей строительными вопросами. После катастрофических пожаров 1736 и 1737 гг., когда выгорели большие участки на Адмиралтейском острове, он руководил жилой застройкой кварталов. Решающий вклад в формирование столицы внесла Комиссия о Санкт-Петербургском строении, учрежденная в 1737 г. Возглавлял ее крупный инженер Б. -К. Миних, ведущую творческую роль играл П. М. Еропкин. Деятельность комиссии распространялась и на упорядочение существовавшей планировки и застройки, и на освоение новых территорий. Значение Адмиралтейской стороны как общегородского центра было окончательно закреплено. Еропкин завершил композицию "трезубца", продолжив среднюю ось. Градообразующее звучание Адмиралтейства возросло после перестройки его, осуществленной И. К. Коробовым. В ансамбле центра города получил последовательное воплощение принцип организации видовой системы с завершением перспектив высотными акцентами.
За Фонтанкой, отмечавшей в то время южную границу Петербурга, комиссией были спланированы слободы гвардейских полков. На юго-западной окраине столицы, между р. Мойкой и Фонтанкой, сформирован новый регулярный район - Коломна. Рядовая застройка города повышалась от периферии к центру. Дома в 1 - 2 этажа ставились теперь не вплотную, а с интервалами, чтобы воспрепятствовать распространению огня.
В середине XVIII столетия стиль барокко достиг яркого и пышного расцвета. С невиданным размахом развернулось строительство дворцов, усадеб и храмов. Резко усилились черты парадной представительности, ослепительного великолепия, декоративного блеска. Архитектура высокого барокко, выражая интересы абсолютизма и придворной знати, вместе с тем олицетворяла идеи. государственного могущества России.
Величайшим мастером и по существу создателем стиля высокого барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Им возведены императорские резиденции в городе и его окрестностях, в том числе Зимний дворец, а также Воронцовский и Строгановский дворцы. Вершина его творчества и всего отечественного барокко- Смольный монастырь. Рядом с Растрелли работали С. И. Чевакинский - автор Никольского Морского собора и усадебных комплексов, П. -А. Трезини, А. Ф. Вист, М. Д. Расторгуев.
Произведениям этих зодчих свойственны пространственный размах и ясность планировочных решений, живописная пластика и напряженная динамика форм, неисчерпаемое разнообразие декоративного убранства. Ордерные элементы - пилястры и трехчетвертные колонны - использовались для усиления рельефа стен, обогащения светотеневой игры масс. Праздничную декоративность зданий подчеркивали контрастные цветовые сочетания в их отделке. Тяга барокко к зрелищным эффектам особенно наглядно проявилась в искусстве интерьера.
В архитектуре 1740-1750-х гг возрождались некоторые традиции древнерусского зодчества. Так, авторы церковных зданий возвращались к центрическим крестовокупольным планам и пятиглавым завершениям. Первые 5-главые храмы Петербурга были созданы по проектам П. -А. Трезини.
Роль новых значительных сооружений в панораме города была очень велика. Смольный монастырь, расположенный на крутой излучине Невы, воздействовал на огромные территории. Зимний дворец предрешил масштаб сложившихся позднее ансамблей Дворцовой наб. и Дворцовой пл. Но архитектура середины XVIII в. не решала градостроительных задач в масштабе всей столицы. Новый этап развития Петербурга открылся с организацией в 1762 г. Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, работавшей до 1796 г. Первым ее архитектором был А. В. Квасов. Он составил план левобережной части города, включив в нее берега Фонтанки, у которых были спроектированы предмостные площади. Южную границу Петербурга теперь отмечал ров - впоследствии Обводный канал. Новые кварталы на территории "Адмиралтейского луга" окончательно зафиксировали абрис центральных площадей, в том числе южную линию Дворцовой пл. Воздвигнутый на нынешней пл. Декабристов памятник Петру I (Медный всадник), выполненный Э. -М. Фальконе, явился первым петербургским монументом, играющим роль идейно-композиционного ядра архитектурного ансамбля.
Для придания невским панорамам более парадного вида возводились под руководством И. Росси и Ю. М. Фельтена гранитные набережные. Одновременно сооружались каменные мосты и набережные малых рек - Мойки, Фонтанки и каналов.
Застройка улиц отныне велась "сплошною фасадою" - сомкнутым фронтом домов по красным линиям. Этот принцип, господствовавший вплоть до начала XX в., во многом предрешил последующее превращение улиц в своего рода "коридоры" и изоляцию внутриквартальных участков с их замкнутыми дворами. Возросли высота и этажность зданий (в центре города - до 3-4 этажей). Началось широкое строительство доходных домов.
В 1760-х г. стиль барокко уступил место классицизму. Его художественная система, основанная на наследии античности и Ренессанса, отличалась рационалистической упорядоченностью, монументальной простотой и ясной гармонией. Русский классицизм, складывавшийся под воздействием западноевропейской архитектуры, стал со временем значительнейшим явлением национальной культуры. Пронизанный идеями гражданственности и просветительства, он одновременно воплощал идеалы "разумно построенного" дворянского государства, за которыми скрывались острые социальные противоречия.
Определяющие качества раннего классицизма 1760-1770-х гг, - четкость объемной композиции, строгий ритм ордерных элементов, уплощенность фасадов, сдержанность убранства. Эти черты прослеживаются в здании Академии художеств, возведенном А. Ф. Кокориновым и Ж. -Б. Валлен-Деламотом. В произведениях Валлен-Деламота - зданиях Гостиного двора и Малого Эрмитажа, арке "Новой Голландии" - ранний классицизм обрел наиболее законченные формы. Иной вариант стиля, восходящий к приемам итальянского ренессанса, представлен в Мраморном дворце - крупнейшем сооружении А. Ринальди. Еще один мастер раннего классицизма, Ю, М. Фельтен, создал ансамбль Чесменского дворца - ранний пример псевдоготики, возвестивший о зарождении пред-романтического течения в архитектуре Петербурга.
1780-1800 гг. - время зрелого, строгого классицизма. В его становлении важную роль сыграло обращение к творческому наследию великого зодчего итальянского Возрождения А. Палладио, художественные принципы которого получили всеобщее признание. Эталоном русской строгой классики стал Таврический дворец, возведенный И. Е. Старовым. Торжественная грандиозность его интерьеров сочеталась с мягким лиризмом изящного внешнего облика здания. По типу его строились впоследствии многие усадебные дома.
Ведущим и самым последовательным мастером строгого классицизма был Джакомо Кваренги. Сооружения его проникнуты спокойным величием, несколько холодной монументальностью. Типичные примеры палладианства - здания Эрмитажного театра и Ассигнационного банка. В здании Академии наук лаконичному объему, обнаженной глади стен контрастно противопоставлен вынесенный вперед колонный портик с фронтоном. Этот прием, ставший главным выразительным средством строгого стиля, использован и в композиции Смольного института.
Наследием палладианства и античной архитектуры вдохновлялся и Н. А. Львов - строитель Главного почтамта. Видными представителями строгого классицизма были Е. Т. Соколов, Ф. И. Волков, Ф. И. Демерцов, А. Порто.
Подлинным украшением города стали монументы, воздвигнутые на рубеже XVIII-XIX вв. Это Румянцевский обелиск (арх, В. Бренна) и памятник А. В. Суворову (ск. М. И. Козловский, арх. А. Н. Воронихин), первоначально стоявшие на Марсовом поле, а также второй конный памятник Петру I, выполненный Б. -К. Растрелли, но установленный лишь в 1800 г. перед зданием Михайловского замка.
Ансамбль Михайловского (Инженерного) замка подводит итог развитию архитектуры XVIII в. Он был осуществлен В. Бренна; В облике замка сплетены классицистические и романтические черты. Создание крупного ансамбля по единому плану как бы предвосхищало наивысший подъем градостроительного искусства в Петербурге первой трети XIX в.
Именно в это время получила завершение система ансамблей центра города. Возводя или перестраивая уникальные здания, архитекторы все большее внимание уделяли организации окружающей среды.
Архитектурный стиль 1800-1830 гг. носит название высокого классицизма. Иногда он определяется также термином "ампир". Этот стиль прославлял государственное могущество России, выражал патриотические чувства. На первый план вышло строительство крупных общественных зданий. Усилилась тяга к торжественной парадности, подчеркнутой монументальности архитектурных решений. Высшего уровня достигло взаимодействие зодчества с монументальной скульптурой, раскрывавшей и конкретизировавшей идейно-образное содержание сооружений.
Первые выдающиеся мастера высокого классицизма - А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров и Ж. Тома де Томон. Они почти одновременно начали и завершили свой путь.
Казанский собор - шедевр А. Н. Воронихина - открывает период высокого классицизма. Сооружение раскрыто к Невскому пр., организует прилегающие площади, сквозь боковые части его колоннад проходят проезды. В архитектурную композицию органично включена скульптура работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского.
В здании Горного института, построенном Воронихиным, и в ансамбле Биржи, воздвигнутой Тома де Томоном, прослеживается переосмысление форм античной архитектуры. При создании этого ансамбля приняла современные очертания за счет искусственной подсыпки берегов Стрелка Васильевского острова. После завершения ее застройки она превратилась в главное звено архитектурной панорамы невской акватории.
Адмиралтейство, перестроенное по проекту А. Д. Захарова, явилось величайшим произведением русского классицизма. Идейно-эмоциональный характер памятника усилен мощным звучанием скульптурного убранства, исполненного Ф. Ф. Щедриным, И. И. Теребеневым и другими мастерами. По убедительности художественного образа, совершенству композиции, нерасторжимости синтеза архитектуры с монументальной скульптурой это сооружение не имеет равных. Огромным было его воздействие на завершающий этап эволюции классицизма.
Победа в Отечественной войне 1812 г. содействовала подъему национального самосознания, росту международного престижа России. Торжественным пафосом овеяны ансамбли и монументы 1810-1820-х гг. Ярким отражением патриотических настроений явились триумфальные сооружения.
Первое среди них - Нарвские ворота, построенные Д. Кваренги и возобновленные В. П. Стасовым со скульптурным оформлением П. К. Клодта, С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского. Своеобразным памятником победы стала Александровская колонна, воздвигнутая О. Монферраном на Дворцовой пл. Монументы М, И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли работы скульптора Б, И. Орловского завершили ансамбль Казанского собора. Ратной славе России посвящены и Московские триумфальные ворота В. П. Стасова.
Планомерную, целенаправленную застройку Петербурга контролировал с 1816 г. Комитет строений и гидравлических работ. Главные его задачи заключались в том, чтобы возвести столицу до высокой "степени красоты и совершенства", соблюдая при этом "правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу". Возглавлял комитет выдающийся инженер А. А. Бетанкур, в состав его входили крупнейшие мастера высокого классицизма К. И. Росси и В. П. Стасов.
В творчестве Карла Ивановича Росси градостроительное начало было определяющим. Он создавал ансамбли на основе преобразования обширных территорий, наделяя их неповторимым богатством видовых панорам, в которые включались и удаленные объекты. Плодотворное творческое содружество с ваятелями С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским позволяло подчеркивать идейно-образную значимость сооружений средствами синтеза искусств.
Эти качества проявились уже в дворцово-парковом комплексе Елагина острова. Позднее, осуществляя ансамбль Михайловского дворца, Росси перепланировал огромный участок между Невским пр. и Невой, Екатерининским каналом (ныне канал Грибоедова) и Фонтанкой. Возведенные зодчим здания Главного штаба с его триумфальной аркой, Сената и Синода, объединенные эффектной аркой, закрепили за Дворцовой и Сенатской пл. (ныне пл. Декабристов) первенствующее значение в облике центра города. Самое крупное творение архитектора - ансамбль Александрийского театра, включающий две площади (ныне Островского и Ломоносова) и улицу (ныне ул. Зодчего Росси).
Искусство К. И. Росси - это прежде всего искусство организации пространств. Но стремление охватить улицы и площади как бы единым фасадом таило опасность превращения архитектуры в плоскостную декорацию. В ряде произведений зодчего строгая монументальность сменилась внешней парадностью. Важную роль в облике столицы играли построенные В. П. Стасовым Павловские казармы, Спасо-Преображенский и Троицкий Измайловский соборы. В культовых сооружениях архитектор варьировал традиционный тип пятиглавого крестовокупольного храма. Заметный вклад в архитектуру высокого и позднего классицизма внесли Л. Руска, В. И. Гесте, А. А. Михайлов, А. И. Мельников, А. Е. Штауберт, С. Л. Шустов, П. С. Плавов, П. Жако и другие.
Последние выдающиеся памятники стиля ампир были созданы О. Монферраном. Исаакиевский собор, завершивший ансамбль центральных площадей, стал господствующей, самой значительной доминантой в силуэте города. В трактовке его фасадов, и особенно интерьера, проступили черты тяжеловесной помпезности и эклектичности, свидетельствовавшие о закате классицизма и поисках иной, более декоративно насыщенной и стилистически разнообразной архитектурно-художественной системы.
Постепенно поздний классицизм приобрел черты казенности и официальности. В условиях распада феодально-крепостнической формации и становления капиталистических отношений на смену ему пришла эклектика (эклектизм). Она базировалась на свободном выборе и произвольном сочетании приемов и форм различных исторических стилей, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями. Использование всего архитектурного наследия прошлого не означало, однако, что в зодчестве наступила пора бесстилья или всестилья. При внешней пестроте эклектика в целом обладала определенным единством основных принципов и художественного языка. Она и была архитектурным методом и стилем эпохи капитализма в России.
Ранний этап эклектики (1830-1860) связан с романтическим стилизаторством. Суть его - в разнообразии и "умном выборе" исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса и барокко.
Одним из первых зодчих, перешедших к стилизаторству, был А. П. Брюллов. Ведущий мастер середины XIX в. А. И. Штакеншнейдер продемонстрировал в построенных им дворцах виртуозное владение формами барокко, ренессанса и античности. По тому же пути шла и декоративная пластика. Оформление фасадов многих зданий выполнил ск. Д. И. Иенсен.
Другие видные зодчие этого периода - архитектор театральных зданий А. К. Кавос, приверженцы неоренессанса Н. Е. Ефимов и А. И. Кракау, утонченные стилисты Г. А. Боссе, Н. Л. Бенуа, И. А. Монигетти, мастер промышленной архитектуры Р. Б. Бернгард.
Особое место среди различных стилизаторских направлений занимал "русский стиль". В нем отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником официального течения "русского стиля" современники провозглашали К. А. Тона - автора ряда церквей в формах московских храмов XVI-XVII вв,, родоначальником иной, более демократичной линии - А. М. Горностаева.
Применение форм исторических стилей определяло внешнюю сторону архитектуры Петербурга XIX в. Иным было ее внутреннее содержание, обусловленное новыми особенностями жизни и быта, новым назначением построек, новыми конструкциями и материалами. Все большее внимание архитекторы уделяли функционально-планировочной организации зданий. Строились неизвестные прежде виды сооружений - железнодорожные вокзалы, "пассажи", крупные производственные корпуса.
Градостроительные начинания в середине XIX в. утратили былую масштабность и ансамблевую направленность. В этот период были осуществлены сравнительно немногие планировочные мероприятия. Государственное строительство отошло на второй план под натиском частного предпринимательства.
Второй этап эклектики (1870-1900) совпадает с периодом бурного развития капитализма в России. Строительная деятельность в столице резко активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX-XX столетий.
Вздорожание земельных участков, погоня владельцев за прибылью привели к значительному уплотнению и повышению рядовой застройки. Самым распространенным типом ее являлись многоквартирные доходные дома. Они поднялись до 5, а на рубеже веков - до 6-7 этажей. Запрещение строить здания выше Зимнего дворца и больше ширины улиц определило единую горизонталь фронта застройки. Так образовались однообразные "коридоры" улиц, каменные ущелья замкнутых дворов-колодцев.
Капиталистический город властно вторгался в мир классических ансамблей, нарушая единство архитектурно организованных пространств. На окраинах сформировались производственные зоны, лишив жилые районы на большом протяжении выходов к заливу и к Неве.
Вместе с тем в градостроении той поры было немало позитивного. Прокладывались новые улицы, расширялись и урегулировались старые, устраивались сады, скверы и бульвары. Возводилось много торговых, банковских, учебных, зрелищных и больничных зданий и комплексов. Через Неву и рукава невской дельты сооружались постоянные мосты. Генеральный план Петербурга 1880 г. наметил комплекс мероприятий, в результате которых возникла, в частности, сеть проездов в северной части Петербургской стороны. Архитектура зрелой эклектики тяготела к подчеркнутой репрезентативности форм, богатству и насыщенности декора. Эти качества символизировали благосостояние нового заказчика и потребителя- буржуазии. В одной композиции, на одном фасаде теперь нередко соединялись элементы различных исторических стилей. Они произвольно воспроизводились в измельченной и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с внутренней структурой сооружений. Разнообразные инженерно-технические новшества - прежде всего металлические, а затем и железобетонные конструкции - широко внедрялись в строительство периода эклектики. Но они, как правило, не влияли на художественный образ и оставались "за кулисами" архитектуры.
Среди видных представителей эклектики, которые ориентировались на европейские стили, следует назвать А. И. Резанова и М. Е. Месмахера, П. Ю. Сюзора и Л. Н. Бенуа, Р. А. Гедике и А. Ф. Красовского, М. А. Макарова и А. В. Иванова. Продолжателями "русского стиля" выступали А. И. Томишко, В. А. Косяков, Н. Н. Никонов и А. А. Парланд, реализовавший в храме Воскресения Христова концепцию "русского ренессанса", т. е. возрождения форм допетровского зодчества XVII в.
П. Ю. Сюзором и другими архитекторами был разработан новый тип многоэтажного секционного жилого дома. Нижние этажи с торговыми или конторскими помещениями раскрывались большими витринами. Укрупненным масштабным элементом фасадов служили эркеры. Сложный ритм выступающих эркеров и живописных угловых башен обогатил силуэт и перспективный вид многих улиц.
Новые идеи "рациональной архитектуры" получили претворение в "кирпичном стиле". Лидеры этого направления В. А. Шретер и И. С. Китнер отказывались от штукатурного декора, оставляя открытой кирпичную кладку стен или применяя долговечную облицовку из керамической плитки.
Монументальная скульптура второй половины XIX в. претерпела ту же эволюцию, что и зодчество: от лаконичной обобщенности и монументальной простоты - к повествовательной изобразительности и усложненности форм. Самыми значительными произведениями этого времени явились памятники Николаю I работы П. К. Клодта и Екатерине II, созданный М. О. Микешиным, А. М. Опекушиным и М. А. Чижовым. Демократические тенденции общественной жизни прошлого столетия содействовали появлению группы памятников выдающимся деятелям русской культуры и науки.
На рубеже XIX-XX вв., когда капитализм вступил в свою завершающую стадию - империализм, в архитектуре зародился новый стиль - модерн. В Петербурге он развивался с конца 1890-х и до начала 1910-х гг. Поборники модерна стремились к всеобщему обновлению и эстетическому преображению среды, к поиску нетрадиционных средств выразительности, к органической целостности сооружений, т. е. внутреннему единству функции и образа. Поиски новизны переплетались с романтической стилизацией средневекового зодчества. Принципам нового стиля соответствовали свободное построение плана с перетекающими пространствами и живописно-асимметричная композиция объемов с различными по размерам и конфигурации проемами. Эти особенности отличают, например, здание Витебского вокзала (арх. С. А. Бржозовский, С. И. Минаш) и особняк Кшесинской (арх. А. И. Гоген).
Раннему модерну были свойственны текучесть форм, криволинейность очертаний, стилизованный рисунок. В отделке широко применялись майолика, мозаика, витражи, скульптурный рельеф и художественный металл. Зрелый модерн - более строгий, изысканно сдержанный, рационалистичный. В его русле зародилось протоконструктивистское направление архитектуры.
Рационалистические тенденции глубже проявились при строительстве новых типов зданий, в том числе - торговых. Введение металлических и железобетонных каркасных конструкций позволяло устраивать свободные, хорошо освещенные помещения, заменять массивы стен большими плоскостями остекления. Заметное место в архитектуре периода модерна заняли постройки демократической ориентации: народные дома, жилье для трудящихся. Прообразом будущих микрорайонов можно считать "Гаванский рабочий городок" (арх. Н. В. Дмитриев, В. А. Федоров) на Васильевском острове.
Крупными мастерами петербургского модерна были Г. В. Барановский, В. В. Шауб, К. К. Шмидт, Р. Ф. Мельцер. Группа зодчих - Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, И. А. Претро - примыкала к "северному" модерну - своеобразному варианту стиля, в котором функциональная логика сочеталась с мощной пластикой объемов, живописным силуэтом, богатой палитрой естественных и искусственных материалов, романтичной трактовкой образа. В формах нового стиля было создано одно из оригинальных произведений монументальной скульптуры - памятник "Стерегущему" (автор К. В. Изенберг).
С середины 1900-х гг. развивалось иное, обращенное к традициям, направление - ретроспективизм, основным вариантом которого был неоклассицизм. Представители его опирались на всеобщие законы классики, на градостроительное наследие старого Петербурга, стремясь воссоздать целостный монументальный стиль, созвучный историческому облику города.
Высокохудожественные сооружения в духе русского классицизма, а также барокко создали И. А. Фомин, Л. А. Ильин, А. И. Дмитриев, Н. Е. Лансере. В рамках неоклассики возникла новая волна увлечения архитектурой итальянского ренессанса, и в особенности палладианства. Это течение представляли В. А. Щуко, А. Е. Белогруд, М. М. Перетяткович, М. С. Лялевич. Синтез искусств также основывался на классицистических приемах. Наиболее плодотворно в этой сфере работали скульпторы В. В. Кузнецов, Л. А. Дитрих, В. В. Козлов.
Воссоздание образов прошлого тесно переплеталось с разработкой современных задач. Мотивы ретростилей, как правило, сочетались с новыми планировочными решениями, приобретая при этом заметный оттенок модернизации. Примерами "модернизированной классики" являются постройки Ф. И. Лидваля, А. Л. Лишневского, С. Г. Гингера и многих других зодчих.
Национально-романтические искания получили воплощение в "неорусском стиле". Оригинальная стилизация приемов старинного отечественного зодчества прослеживается в работах В. А. Покровского, Г. Д. Гримма, С. С. Кричинского, А. П. Аплаксина.
Застройка начала XX в. особенно интенсивно велась на Петроградской стороне и на Васильевском острове. Она привнесла новые черты и в облик центральных районов на левом берегу Невы. На Невском пр., Большой Морской ул. (ныне ул. Герцена) и рядом с ними полностью сложился район "петербургского сити" со зданиями банков, кредитных обществ и торговых учреждений. Укрупнение частных жилых участков позволяло строить большие комплексы с продуманно организованной внутриквартальной средой. Возводились дома с открытыми озелененными дворами-курдонерами.
Среди градостроительных замыслов предреволюционной поры выделяются план "преобразования Петербурга" Ф. Е. Енакиева, Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковича и проект "Нового Петербурга" И. А. Фомина на острове Голодай (ныне остров Декабристов). Однако в условиях тех лет осуществление столь масштабных начинаний оказалось невозможным.
Новую эпоху в градостроительном развитии города на Неве открыла Великая Октябрьская социалистическая революция. Несмотря на экономические трудности первых лет Советской власти, архитектурная жизнь Красного Петрограда была чрезвычайно активной. Зодчие стремились выразить новые идеи в овеянных духом революционной романтики проектах культурно-просветительных учреждений, мемориальных комплексов и массового жилья. С 1918 г. претворялся в жизнь ленинский план "монументальной пропаганды". К 1920 г. завершилось создание ансамбля на Марсовом поле, где по проекту Л. В. Руднева возвели памятник борцам революции.
Градостроительные предложения разрабатывались Архитектурной мастерской по урегулированию плана Петрограда и его окраин под руководством И. А. Фомина, а затем Музеем города и отделением планировки при Отделе коммунального хозяйства под руководством Л. А. Ильина. Проводились благоустройство, реконструкция и озеленение участков центра города и периферийных районов. Преобразились территории у Финляндского вокзала и у Смольного, где были установлены памятники В. И. Ленину (ск. С. А. Евсеев, В. В. Козлов, арх. В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх) - лучшие произведения монументальной Ленинианы.
С 1925 г. на бывших окраинах развернулось комплексное жилищное строительство. Оно началось с застройки Тракторной ул. по проекту А. И. Гегелло, А. С. Никольского и Г. А. Симонова. Рядом, у пл. Стачек, был сформирован ансамбль общественных зданий - первый в социалистическом Сант-Петербурге.
К середине 1930-х гг. вырос целый ряд жилмассивов в разных районах города. Одновременно строились дома-коммуны и дома для специалистов, клубы и дворцы культуры, школы и стадионы, больницы и профилактории, бани и фабрики-кухни. В планировке жилых кварталов с развитой сферой обслуживания применялись линейная (вдоль улиц с разрывами) или строчная (торцами корпусов к улице) застройка. Широко вводилась типизация домов.
В архитектуре конца 1920-х - начала 1930-х гг. господствующее положение занимал конструктивизм. Функциональная целесообразность, геометрическая четкость объемов, острая динамика композиции, длинные полосы остекления (ленточные окна) - его основные черты. В произведениях А. С. Никольского, Н. А. Троцкого, А. И. Гегелло, Г. А. Симонова, А. К. Барутчева и Е. А. Левинсона наиболее ярко проявились особенности ленинградской школы конструктивизма.
В 1931 г. был образован Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета во главе с Л. А. Ильиным и началось составление генерального плана развития города. Первый одобренный вариант был подготовлен в 1935-1937 гг. под руководством Л. А. Ильина и В. А. Витмана. Структура исторической части города оставалась неизменной. Новые территории широким веером раскрывались в южном направлении. В них развивалась традиционная рздиально-дуговая система. Магистрали-радиусы стягивала южная (центральная) дуговая магистраль. На ее пересечении с главным - меридиональным лучом (ныне Московский пр. ) проектировался новый общественный центр города (ныне Московская пл. ).
Генеральный план был переработан в 1938-1939 гг. Н. В. Барановым и А. И. Наумовым. Городская территория стала более компактной, наметилась взаимосвязь между историческим ядром и новыми районами.
Большое строительство осуществлялось в конце 1930-х гг. на Московском пр., в Автове, на Ивановской ул. и на Малой Охте. Укрупненные кварталы застраивались по линейно-периметральному принципу преимущественно 5- и 6-этажными домами, их внутренние территории благоустраивались. Наибольший вклад в строительство внесли Г. А. Симонов, А. А. Оль, Е. А. Левинсон и И. И. Фомин.
Архитектура тех лет вновь обратилась к освоению классического наследия, традиций петербургского зодчества. Творчество ленинградских архитекторов отличала тяга к повышенной монументальности и образной выразительности. Самым значительным произведением модернизированной классики явился Дом Советов на Московской пл., возведенный по проекту Н. А. Троцкого. Им же совместно со ск. Н. В. Томским был создан лучший монумент 1930-х гг. - памятник С. М. Кирову на пр. Стачек.
Развитие Сант-Петербурга было прервано Великой Отечественной войной. Вражеские бомбардировки и артобстрелы нанесли огромный урон героическому городу.
Восстановительные и реставрационные работы начались еще в период блокады. В ознаменование победоносного завершения войны ленинградцы создали Московский парк Победы (арх. Е. И. Катонин, В. Д. Кирхоглани) и Приморский парк Победы со стадионом им. С. М. Кирова (арх. А. С. Никольский).
Первый послевоенный генеральный план развития Сант-Петербурга, составленный Н. В. Барановым и А. И. Наумовым, был утвержден в 1948-м и откорректирован в 1951 г. Предусматривался равномерный рост территорий во всех направлениях с широким выходом к Финскому заливу. Роль общегородского центра сохранялась за исторической частью города.
Строительство 1950-х гг. концентрировалось вдоль проспектов Московского и Стачек, Карла Маркса и Энгельса, Приморского и Среднеохтинского, а также в Гавани. Наряду с обычной 5-6-этажной велась малоэтажная застройка, началось возведение домов повышенной этажности. Проекты новых кварталов и зданий разрабатывались в институте "Ленпроект" В. А. Каменским, С. Б. Сперанским, И. И. Фоминым, О. И. Гурьевым, В. М. Фромзелем и др. Получили завершение ансамбли пл. Ленина и пл. Революции, была реконструирована пл. Искусств, в центре которой установлен памятник А. С. Пушкину работы ск. М. К. Аникушина. В 1955 г. открылась первая линия Метрополитена им. В. И. Ленина.
Архитектура послевоенных лет отображала в торжественно монументальных формах пафос Великой Победы. Здания решались в классицистическом характере, наделялись чертами эффектной парадности и насыщенной декоративности.
Постановления партии и правительства 1954-1955 гг. в области строительства и архитектуры ориентировали зодчих на путь рациональности, экономичности, индустриализации и типизации домостроения. Для координации строительных процессов в 1955 г. было организовано централизованное управление по жилищному, гражданскому и промышленному строительству - "Главленинградстрой".
Отказ от былого украшательства, тенденция к строгому лаконизму определили облик новых общественных зданий. Резко возросли темпы и масштабы жилищного строительства. Типовые проекты осуществлялись методами крупноблочного и крупнопанельного монтажа деталей, изготовленных на домостроительных комбинатах. Основным объектом проектирования становились теперь не отдельные здания или группы их, а комплексные решения обширных участков - микрорайонов и жилых районов. Они застраивались по принципу свободной планировки. Однако в облике новых кварталов и магистралей появились утомительная монотонность и однообразие.
В 1966 г. был утвержден новый генеральный план развития Сант-Петербурга, разработанный под руководством главного архитектора города В. А. Каменского и А. И. Наумова. Районы новостроек располагались концентрически за пределами исторически сложившегося промышленного пояса. Одна из главных идей генерального плана - освоение приморских территорий и формирование морского фасада, центральным звеном которого является западная часть Васильевского острова.
На основе генерального плана выросли гигантские по масштабам новые районы - Купчино, Дачное и Ульянка, Гражданка, Полюстрово, Большая и Малая Охта. География новостроек стремительно расширялась в семидесятых годах. Это Урицк - Сосновая Поляна и новые кварталы Купчина на юге; Веселый Поселок, а затем Ржевка - Пороховые на востоке; приморские территории Васильевского острова на западе; Шувалове - Озерки и Комендантский аэродром на севере. Продолжалось формирование Центральной дуговой магистрали, преемственно развивалась цепь ансамблей по берегам Невы.
Большой вклад в проектирование этих районов внесли архитекторы В. А. Каменский, Н. В. Баранов, А. И. Наумов, Г. Н. Булдаков, С. Б. Сперанский, С. И. Евдокимов, А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, А. В. Жук. Направляет и координирует проектную деятельность Главное архитектурно-планировочное управление при Исполкоме Ленгорсовета.
В последние два десятилетия в Санкт-Петербурге созданы уникальные общественные здания и крупные ансамбли. Это Спортивно-концертный комплекс им. В. И. Ленина, гостиницы "Сант-Петербург" и "Прибалтийская", аэропорт и Морской вокзал, ансамбли пл. Пролетарской Диктатуры и пл. Победы. На ней воздвигнут Монумент героическим защитникам Сант-Петербурга в годы Великой Отечественной войны - произведение ск. М. К. Аникушина, арх. В. А. Каменского и С. Б. Сперанского.
В современной архитектуре Санкт-Петербурга все заметнее проступают новые черты. Это активизация образного начала, усиление пластической выразительности. Совершенствование типовых проектов, развитие блок-секционного метода, при котором единицей типизации является не дом, а его часть - секция, открывает перед архитекторами ориентиры разнообразия, позволяет во многом преодолеть геометрический схематизм и безликую монотонность массовой застройки прошлых лет.
Одна из важнейших сегодняшних задач - комплексная реконструкция исторического центра. Наиболее ценные его части включены в состав объединенной охранной зоны. Модернизация старого жилого фонда позволяет разуплотнить внутриквартальные территории, создать в домах благоустроенные и компактные квартиры. Капитальный ремонт ведется с обязательным сохранением внешнего вида фасадов.
© 2008 Portal-1.ru